Особенности условий эксплуатации САТС в строительстве
Наибольшая эффективность использования автотранспортных средств в каждой отдельной отрасли народного хозяйства достигается
определенным сочетанием их технических параметров и конструктивных особенностей применительно к конкретным условиям эксплуатации
(как при транспортировании грузов, так и при проведении погрузочно - разгрузочных операций, при соблюдении заданного уровня
безопасности).
Известно, что условия эксплуатации САТС представляют собой единство трёх составляющих: транспортных условий, дорожных
условий, природно-климатических условий. Причём транспортные условия (вид груза, партионность, правила по сохранности и
защите грузов, дальность перевозок и т.д.), как совокупность организационно - производственных факторов при переходе к рыночным
принципам экономики, которые направлены на максимальное удовлетворение требований потребителя, приобретают особое значение
при выборе АТС для конкретных перевозок, так как именно в этой составляющей триединства эксплуатационных условий наиболее
остро проявляются особенности эксплуатации САТС, предназначенных для строительства.
САТС для перевозок грузов строительства имеют различные эксплуатационные свойства и, как следствие, разные скорости движения,
что свидетельствует о неодинаковой степени их соответствия конкретным условиям эксплуатации. Практически это ведет к тому,
что потенциальная производительность САТС в конкретных условиях эксплуатации в отдельных случаях полностью не реализуется.
Поэтому, как правильно отмечается, "...на автомобильном транспорте имеются особенно большие резервы повышения эффективности,
реализация которых зависит от применения на каждом виде перевозок автомобилей, конструктивно наиболее соответствующих условиям
их выполнения". В нашем случае это САТС, предназначенные для работы в условиях строительства.
При создании новых САТС, подборе автомобилей - тягачей и формировании автопоездов для строительства конкретные условия
эксплуатации их неизвестны, что вызывает необходимость принять для расчёта выходных параметров эксплуатационных свойств САТС
типичные условия эксплуатации САТС в конкретном транспортном регионе.
Типизация условий эксплуатации базируется на следующих основных принципах:
Перечень классификационных признаков должен полностью описывать условия эксплуатации и давать возможность определения
выбранных критериев конструктивной эффективности САТС;
Характеристика классификационного признака (желательно количественная) должна зависеть только от условий эксплуатации
и не должна быть связана с конструкцией автомобиля;
Должна быть предусмотрена возможность отнесения условий эксплуатации к тому или иному классу на основе качественного
описания классификационного признака;
Должны быть определены укрупненные типовые группы условий эксплуатации САТС, содержащие наиболее вероятное
сочетание классов различных условий эксплуатации;
Предлагаемая система классификации и типизации условий эксплуатации должна корреспондироваться
с официально признанной системой классификации по "Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава
автомобильного транспорта".
В современных экономических условиях при переходе на рыночные отношения производителям автомобилей приходится не распределять,
а продавать свою продукцию, причём в условиях падения спроса на них. При этом по законам рынка сбыт имеют автомобили наиболее
привлекательные для покупателя, более полно отвечающие его интересам. В связи с этим производители автомобильной техники
вынуждены выпускать продукцию не ради выполнения плана "любым способом", а ради получения максимальной прибыли
от реализации своей продукции, которая должна быть конкурентоспособной и соответствующей высокому техническому уровню, то
есть наиболее приспособленной для работы в конкретных условиях эксплуатации.
В то же время автотранспортные предприятия в новой экономической ситуации также оказались в непривычном для себя состоянии,
поскольку основная цель их деятельности в новых условиях - удовлетворение потребностей клиентов в перевозках и получение
максимальной прибыли потребовало объективной оценки эффективности работы автомобилей, как одного из важных средств для достижения
поставленной цели. При этом проникновение на внутренние рынки иностранных производителей транспортных средств существенно
расширило возможности потребителя при выборе нужной ему конструкции.
Учитывая вышеизложенное, условия эксплуатации САТС, предназначенных для строительства, следует подразделить не на три,
а на четыре основные группы:
- дорожные;
- транспортные;
- природно-климатические;
- социально-экономические.
|