Отбор рациональных вариантов САТС по техническим параметрам и показателям свойств
Общая структурная схема включает показатели, применяющиеся при оценке качества САТС всех типов.
Полная же номенклатура обязательных показателей качества приводится в каждой частной методике, именно она дает возможность
оценивать конкретное изделие данного типа САТС.
Оценки каждого единичного показателя (последнего уровня) находятся по шкалам балльных оценок на основании данных, характеризующих
конкретное оцениваемое САТС.
Шкалы балльных оценок преобразовывают абсолютные количественные значения и качественные характеристики единичных показателей
качества, представленных в разных единицах измерения, в единые относительные балльные оценки.
Для построения шкал балльных оценок установлены базовые величины или базовые характеристики единичных показателей качества.
Базовые величины и базовые характеристики показателей оцениваются высшей оценкой - к примеру 5 баллов, или другой условной
величиной. Величина же балла, выставляемого за то или иное значение (характеристику) показателя конкретно оцениваемого САТС,
определяется, как правило, теоретической, опытной или экспертной функциональной зависимостью.
Промежуточные значения баллов по шкалам балльных оценок находятся интерполяцией по линейной зависимости.
Чтобы не допускать "перекрытия" некоторых резко отрицательных качеств оцениваемого САТС суммой других положительных
качеств, предусмотрено применение так называемого "правила вето". Оно заключается в том, что значения единичного
показателя качества не должны выходить за определенный предел; выход за него автоматически определяет вышестоящему комплексному
показателю одного из уровней структурной схемы нулевое значение. При особо плохих значениях отдельных единичных показателей
приравнивается нулю оценка обобщённого показателя.
Таким образом, оцениваемые САТС с некоторыми весьма плохими показателями качества получают значительное снижение оценки,
а при получении обобщённым показателем нулевой оценки - не оцениваются вовсе.
Номенклатура показателей качества, шкалы балльных оценок и коэффициенты весомости (см. Приложение) должны периодически
уточняться с целью постоянного совершенствования на базе накопленного опыта, сбора и анализа статистического материала, а
также на базе передовых достижений науки и техники.
Обобщённая оценка уровня качества САТС находится комплексным методом.
Подсчет обобщённой оценки начинается с определения балльных оценок
(В)
каждого единичного показателя (последнего
уровня) на основании соответствующих шкал балльных оценок, приводимых в частных и общих методиках.
Основные данные, характеризующие САТС, берутся из технической документации: протокола приемочных испытаний, паспорта,
технических условий, технического проекта и его различных расчётов (тягово-динамического, экономической эффективности, показателя
унификации и патентно-правовых); протоколов: замера усилий на вспомогательных устройствах и при подъёме запасного колеса,
хронометража подготовительно - заключительных работ, оценки композиционной целостности и рациональности формы; справок предприятия
- изготовителя о трудоемкости изготовления и утвержденной оптовой цене САТС.
Данные о среднем пробеге до первого капитального ремонта, о средней удельной трудоемкости технического обслуживания и
текущего ремонта, включая доработку САТС в автотранспортной организации перед его эксплуатацией,
а также балльная оценка товарного вида, которые характеризуют, в частности, качество изготовления изделия, должны исходить
из документов эксплуатирующих организаций.
В этих документах также должно быть указано: количество САТС данной модели и данного предприятия - изготовителя, проработавших
до капитального ремонта, категория дорожных условий эксплуатации, климатические условия, а также нормативы пробега до первого
капитального ремонта и удельной трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта, учитывающие местные условия.
Комплексные показатели качества находятся по формуле:
где:
В
г
- балльная оценка комплексного (группового) показателя;
В
i
- балльная оценка i-того единичного показателя;
K
i
-
коэффициент весомости г-того единичного показателя.
Аналогичным образом последовательно подсчитываются балльные оценки каждого комплексного показателя последующих уровней,
в том числе и нулевого, т.е. находится искомая обобщённая оценка уровня качества САТС.
При нахождении оценки технического уровня САТС на разных стадиях жизненного цикла используются не все показатели. В процессе
подсчета балльной оценки какого-либо комплексного показателя, также не все показатели могут быть использованы или не представляется
возможность найти параметры (характеристики) некоторых единичных показателей. Отбрасывание таких показателей равносильно
выставлению им нулевой оценки, что по существу неверно.
В этих случаях необходимо величину коэффициента весомости неиспользованных и неоцененных показателей распределить между
коэффициентами весомости остальных показателей данной группы комплексного показателя пропорционально их величинам. При
этом сумма скорректированных коэффициентов весомости оставшихся показателей той же группы должна быть, как и ранее, равна
единице.
Таким образом, скорректированные значения коэффициентов весомости
K
i
определяются
по формуле:
где:
K
i
1
- скорректированное значение коэффициента весомости любого показателя;
K
i
- первоначальное значение коэффициента весомости того же показателя;
М -
сумма коэффициентов весомости одной группы показателей без коэффициента весомости неоцененного показателя
K
t
,
т.е.
Проверочное уравнение:
К
1
1
+
К
2
1
+...+
К
n
1
= 1
Найденная балльная величина обобщённой оценки характеризует уровень качества САТС и позволяет сделать объективные выводы
о степени пригодности данной машины для использования по прямому назначению, о том, какая из оцениваемых машин и насколько
лучше или хуже.
Обобщённая оценка совместно с оценками комплексных показателей помогает анализировать динамику качества машин на всех
этапах создания, а также намечать пути их совершенствования.
|