Критериальная оценка экономической эффективности отобранных решений
После решения вопросов выбора базовых тягачей для строительства на основе моделирования движения САТС по заданным маршрутам,
а также определения конструктивных параметров полуприцепов и прицепов для перевозки строительных грузов с позиций квалиметрической
оценки эксплуатационных и потребительских свойств, необходимо решить вопрос об экономической целесообразности замены существующего
аналога или способа доставки новой техники.
В качестве такого критерия рекомендуется технико - экономический критерий, - рентабельность перевозок - позволяющий привести
все результаты и затраты к единой единице измерения.
R
=
П
г
/
З
г
*100%,
где:
П
г
- годовая прибыль автопредприятия от эксплуатации конкретного автомобиля (руб.);
З
г
-
годовые затраты на эксплуатацию конкретного автомобиля (руб.)
где:
т
гр
- масса груза, перевозимого АТС, т;
α
- коэффициент выпуска;
β-
коэффициент использования пробега;
V
m
- средняя скорость на маршруте, км/ч;
С учётом зависимости данного критерия конструктивной эффективности от технических показателей и параметров, после ряда
преобразований он принимает вид:
t
np
-
продолжительность процесса погрузки - разгрузки за ездку, ч;
Q
S
-
путевой расход топлива, л/км;
Т
тор
-
удельная трудоемкость ТО и ремонта, чел. ч/1000 км;
N
ш
- количество шин, ед.;
L
ш
- ходимость шин, км;
Е
н
-
нормативный коэффициент эффективности;
L
am
с
-
пробег АТС до списания или капремонта, км;
где:
Т
-доходная ставка, руб./км;
Т
н
- время в наряде, ч;
Ц
т
, Ц
м
, Ц
ш
, Ц
атс
, Ц
с
-
цена 1 л топлива, смазочных
материалов, одной шины, стоимость нового АТС, остаточная стоимость при списании или сдаче в капитальный ремонт, руб.;
Ц
зр
- общая стоимость одного часа работы ремонтного рабочего, руб.;
N
ЗЧ
- норма затрат на запасные части, руб./1000 км;
З
ЗП
- затраты на заработную плату, руб.;
3
Н
—
накладные расходы, руб.;
Н
г
-
годовые налоги, связанные с конструкцией АТС;
а -
соотношение расхода смазочных материалов и топлива;
b
- коэффициент дополнительных затрат, связанных с приобретением АТС;
l
er
-
длина ездки с грузом, км.
Зависимость предложенного интегрального критерия от величины цен, тарифов, налогов позволяет наряду с дорожными, транспортными
и природно -климатическими условиями учитывать социально - экономические условия эксплуатации АТС. Аспекты безопасности АТС
могут быть отражены через ценовую, налоговую политику государства. Если в этой связи экономические расчёты затруднительны или невозможны,
рекомендуемый критерий - "рентабельность перевозок" ("расчётная цена
АТС") следует использовать для оценки эффективности АТС с учётом комплекса ограничений, в который входят следующие показатели:
- предельные осевые нагрузки, размеры и массы;
- тормозных свойств;
- управляемости и устойчивости;
- пассивной безопасности;
- вредных выбросов;
- внешнего и внутреннего шума;
- эргономических свойств рабочего места водителя;
- внешней информативности;
- влияния на других участников транспортного потока.
Нормированные национальными и межгосударственными стандартами. Нормы по перечисленным показателям соответствуют среднему
уровню развития конструкции автомобиля на рассматриваемый период.
Имея в виду конкретное использование САТС при перевозках определенного вида груза путем расчёта интегрального показателя
"R"
для базового образца, выбранного для сравнения, и для нового решается вопрос о целесообразности замены
существующего аналога в каждой специализации САТС.
Порядок расчёта предусматривает следующее:
Выбирается базовая техника для сравнения;
Выбирается вид груза, на примере которого проводятся расчёты;
Определяются показатели работы САТС-составляющие интегрального показателя
"R";
Производится расчёт
R
c
- базового образца САТС и
R
H
-
нового образца
САТС с использованием разработанной программы на ЭВМ.
Принимается решение о замене существующего аналога путем сравнения полученных результатов из условия:
R
H
≥
R
C
|