|
623459, Свердловская область, Каменск-Уральский, ул.Механизаторов, 25
(3439) 376-222, (3439) 376-597, (3439) 376-343, (3439) 376-598
[email protected]
|
|
|
|
|
|
|
Многозвенные и многоосные автопоезда
Показателем технико - эксплуатационного эффекта конкретного САТС является его производительность, которая помимо организационных
факторов обуславливается грузоподъёмностью, коэффициентом использования грузоподъёмности, средней технической скоростью движения,
временем простоя при погрузке и разгрузке за один рабочий цикл, коэффициентом использования парка, который увеличивает число
рабочих дней в году и время, затрачиваемое на текущее обслуживание и ремонт и является косвенной характеристикой надежности
САТС.
Конструкция САТС, жестко увязанная с технологией строительного производства, с учётом реальных условий эксплуатации,
может значительно повысить эффективность использования САТС в строительстве.
Повышение грузоподъёмности и средней технической скорости являются непосредственными факторами, повышающими производительность
САТС.
Однако известно также, что повышение грузоподъёмности, а следовательно полной массы САТС, возможно только до предельных
значений, определяемых действующими ограничениями по осевой нагрузке, полной массе и габаритным размерам.
Анализ этих ограничений существующих в различных странах показывает, что предельное значение полной массы обычно устанавливается
не с целью оптимизации процесса взаимодействия автопоезда с полотном дороги, а с учётом предельной осевой нагрузки и наиболее
перспективной компоновочной схемы САТС.
Повышение эффективности САТС в строительстве, в первую очередь, может быть достигнуто путем увеличения провозных возможностей
транспортных средств с применением многозвенных и многоосных автопоездов.
Иногда возникает предположение, что повышение грузоподъёмности, а стало быть и полной массы САТС, сопровождается уменьшением
средней скорости, а следовательно, и относительной потерей производительности. Однако, многими исследованиями доказано, что
косвенное влияние полной массы САТС на его среднюю скорость не столь значительно, чтобы существенно повлиять на производительность.
Гораздо значительнее увеличение полной массы транспортного средства влияет на характеристику времени разгона до заданной скорости, что особенно существенно в городских
условиях эксплуатации. По экспериментальным данным, полученным при эксплуатации трёхзвенных прицепных автопоездов - самосвалов
на реальных маршрутах в г. Москве (Табл. 4.9) в сравнении с двухзвенными автопоездами штатного состава, можно сделать вывод,
что транспортные единицы, у которых численные значения показателей тя-гово - скоростных свойств находятся в пределах численных
значений тех же показателей, принятых за критерии, соответствуют условиям, в которых они используются, а расчёты по их эффективности
подтверждают этот вывод. В качестве критериальных рекомендуются численные значения следующих единичных показателей:
V
max
- максимальная скорость; 50 км/ч
I
max
- максимальный преодолеваемый подъём; 4,5 %
t
V
- время разгона до скорости 40 км/ч; 40 с
К
Θ
- коэффициент сцепной массы 0,26
Таблица 4.9
Сравнительные характеристики автопоездов - самосвалов различной массы
Показатель
|
Базовый тягач
|
ЗИЛ
|
КамАЗ
|
МАЗ
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Количество прицепов, ед.
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
2
|
Грузоподъёмность ЧпД
|
10,4
|
12,4
|
14,0
|
22,0
|
14,5
|
19,5
|
Полная масса автопоезда G
an
, т
|
18,3
|
21,95
|
27,0
|
37,9
|
26,825
|
34,417 5
|
Максимальная скорость автопоезда V
max
, км/ч
|
68,0
|
63,07
|
65,7*/ 71,4
|
60,85*/ 63,2
|
53,64* */65,90
|
46,25* */53,8
|
Время разгона до заданной скорости F=40 км/ч, с
|
24,0
|
28,8
|
21,2*/ 21,2
|
32,6*/ 32,6
|
36,6**/ 23,0
|
58,8**/ 32,2
|
Максимально преодолеваемый подъём I
max
, %
|
15,5
|
12,6
|
23,8*/ 19,0
|
16,5*/ 13,1
|
13,6**/ 19,1
|
10,3**/ 14,5
|
V
max
на подъёме 1=3%, км/ч
|
41,0
|
33,0
|
42,4
|
31,3
|
28,6/35,2
|
18,5/ 33,8
|
Коэффициент сцепной массы Кв,%
|
38,2
|
31,9
|
40,7
|
29,0
|
37,3
|
29,3
|
*) - в числителе приведены показатели для низших передач, в знаменателе - для высших.
**) - в числителе приведены показатели для тягачей с двигателями ЯМЗ-236, в знаменателе - с двигателями ЯМЗ-238.
Анализ показателей эффективности показал, что по сравнению с автопоездом в штатном составе применение автопоезда повышенной
полной массы с автомобилем - тягачом типа ЗИЛ производительность возрастает на 17,2 % при одновременном снижении себестоимости
перевозок на 10,7 %, а с применением автопоезда повышенной полной массы с автомобилем - тягачом типа МАЗ производительность
возрастает на 28,1 %.
Расчёты показали также большую эффективность автопоезда повышенной полной массы с автомобилем - тягачом типа КамАЗ в
сравнении со штатным автопоездом по критерию минимума приведенных затрат.
Однако, с использованием при перевозках трёхзвенных автопоездов неизбежно возникают проблемы у эксплуатационников, связанные
с преодолением целого ряда недостатков, свойственных этому виду САТС.
К ним следует прежде всего отнести:
- снижение тягово-скоростных и тормозных свойств;
- пониженную устойчивость во время движения;
- недостаточные управляемость, маневренность и проходимость;
- понижение ресурса автомобиля - тягача.
Перечисленные недостатки обусловлены увеличением полной массы и габаритной длины автопоезда, а также появлением дополнительных
шарнирных соединений. Они могут привести к уменьшению производительности трёхзвенных автопоездов, других автотранспортных
средств, движущихся с ними в одном транспортном потоке, ухудшению безопасности движения и, в случае превышения допустимого
значения полной массы, к снижению срока службы дорог, на которых эксплуатируются эти автопоезда. Поэтому целесообразность
использования трёхзвенных автопоездов зависит от значимости этих недостатков и возможности их устранения или ослабления до
необходимого уровня.
Естественно, что в стесненных условиях строительства трёхзвенные автопоезда имеют ограниченное использование и могут
быть рекомендованы для применения при строительстве нулевого цикла с большими объёмами земляных работ и при доставке сыпучих
грузов на объекты строительной индустрии.
Реализация увеличенной полной массы в конкретных условиях эксплуатации возможно двумя путями: увеличением количества
звеньев или увеличением числа осей прицепных звеньев. Альтернативой использованию многозвенных автопоездов является применение
в строительстве многоосных полуприцепов, которые частично решают проблемы, связанные с габаритными размерами многозвенных
автопоездов (Рис. 4.3).
|
|