Модульный автотранспорт и перспективы его развития
Ранее отмечалось, что строительные организации РФ ежегодно собственными силами выпускают экспертно более 10 тыс. штук
САТС для перевозки строительных грузов (панелевозы, фермовозы, тяжеловозы и т.п.). Дальнейшее совершенствование конструкции
указанных средств невозможно без применения шин малого диаметра.
Использование разработанных однослойных шин 8.25R15 с металлокордом в каркасе и брекере имеет следующие преимущества
по сравнению с применяемыми в настоящее время шинами 320x508:
- уменьшение при изготовлении расхода резины на 18 кг., металла на 7 кг.;
- снижение массы шин на автопоезде на 30 - 40%;
- повышение износостойкости шин до 50%;
- повышение однородности шин на 20 - 50% и применение специальных рисунков протектора и соответственно
снижение вибрации и шумообразования на 15%;
- исключение выделения нитрозоаминов;
- повышение ремонтопригодности шин в 2 раза (3-х - 4-х кратное восстановление выбывших из эксплуатации
шин);
- снижение трудоемкости изготовления на 30%. /21/.
В сентябре 1992 года была изготовлена первая опытная партия шин 8.25R15 И-373 с металлокордом в каркасе и брекере. Проведенные
физико - механические испытания, конструктивно - технологический анализ срезов и стендовые испытания позволили выявить указанные
преимущества и показали, что шины.
Технические характеристики шины 8.25R15 4373 с кордом в каркасе и брекере, PR18.
Максимальная нагрузка, кгс:
на одинарную шину 2650
на сдвоенную шину 2575
Размеры шины, мм:
наружный диаметр 836
ширина профиля 234
статический радиус 375
Масса шины, кг 50
Рисунок протектора дорожный
Внутреннее давление, соответствующее максимально допускаемой нагрузке на шину, кг/см 8,5 Максимальная допускаемая скорость,
км/ч 90 Гарантийный срок хранения, лет 5 Доремонтный ресурс шин, тыс. км. 80 Полный ресурс шин (с учётом нарезания и первого
восстановления), тыс. км. 160
Следующие условия эксплуатации: асфальтобетон, дороги 1,2 и 3 категорий, температура окружающей среды от -50°, до +45°
по технико-экономическим показателям соответствует высшей категории качества.
Отечественный аналог отсутствует, а характеристики шины на уровне аналогичных шин фирмы "Мишлен". В настоящее
время налажено мелкосерийное производство шин малого диаметра 400 - 600 штук в год. А в 1998 году планируется поднять объёмы
производства этих шин до 10000 шт.
Применение шин малого диаметра размером 8.25R15 позволяет поднять на качественно более высокий уровень конструктивное
изготовление САТС значительно приблизить их к зарубежным аналогам с перспективой экспорта САТС из России.
Проведенные расчёты показали, что на базе разрабатываемых шин конструкция САТС имеет целый ряд преимуществ по сравнению
с традиционными конструкциями, основными из которых являются:
- снижение металлоемкости и увеличение грузоподъёмности и грузовместимости средств;
- улучшение эксплуатационно - технологических характеристик машин (снижение расхода топлива,
более низкое расположение центра масс САТС и т.д.);
- улучшение эстетических характеристик;
- снижение металлоемкости САТС от 0.7 до 2.0 тонн в зависимости от ви да САТС (За счет конструктивного
исполнения);
- упрощение конструкции САТС;
- улучшение условий погрузки и разгрузки груза;
- снижение стоимости изготовления САТС на 20 - 30%.
Определено влияние использования на полуприцепе - панелевозе новых шин 8,25Rxl3 взамен шин 320-508R на тягово - скоростные
свойства, топливную экономичность и эффективность САТС.
В качестве примера оценки степени влияния новых шин на некоторые эксплуатационные свойства САТС рассматриваются результаты
сравнительного расчёта на ЭВМ с использованием разработанной математической модели движения показателей тягово
- скоростных свойств и топливной экономичности двух автопоездов - панелевозов. Первый имеет на полуприцепе обычно применяемые
шины 320-508R, а второй - новые шины 8,25Rxl3.
Как можно заметить по основным показателям тягово-скоростных свойств применение новых шин 8,25Rxl3 обеспечивает улучшение
по всем показателям в диапазоне 1,19 - 66,7%, а по топливной экономичности - на 11,3 - 11,4%.
На рис. 4.6 и рис. 4.7 показаны расчётные стандартные характеристики "разгон - выбег", которые также иллюстрируют
заметное преимущество вар. 2 автопоезда - панелевоза.
На рис. 4.8 приведены наиболее информативные стандартные топливно -скоростные характеристики по магистрально - холмистой
дороге для сравнительных вариантов. Верхние кривые на графиках представляют собой коэффициент эффективности
(пропорциональный
условной удельной производительности), сравнение которых позволяет установить, что замена шин 320-508R на шины 8,25Rxl3 повышает
эффективность автопоезда - панелевоза на 10...11%.
Полученное от замены шин на полуприцепе улучшение эксплуатационных свойств и как следствие эффективности САТС объясняется
уменьшением: коэффициента сопротивления качению (0,00986 вместо 0,0113), моментом инерции (7,89 кгм
2
вместо 20,3
кгм
2
), у шины 8,25Rxl3 по сравнению с шиной 320-508R и снижением лобовой площади (6,54 м
2
вместо 6,82
м
2
) у автопоезда - панелевоза. Можно также с уверенностью предположить, что у автопоезда с новым полу-
прицепом улучшится устойчивость и управляемость за счет снижения центра масс полуприцепа.
Рис. 4.6 Скоростная характеристика "разгон - выбег" автопоезда - панелевоза типа КамАЗ (вар. 1)
Рис. 4.7 Скоростная характеристика "разгон - выбег" автопоезда - панелевоза типа КамАЗ (вар. 2)
V - средняя скорость, м/с;
Q
s
- средний расход топлива, л на 100 км;
η
эф
- коэффициент эффективности
Рис. 4.8 Топливно-скоростная характеристика автопоезда - панелевоза по магистрально - холмистой дороге
Применительно к основному типу строительных полуприцепов - панелевозов применение шин малого диаметра позволяет отказаться
от низкорамной схемы, что обеспечивает экономию металла в 1 - 2 т, повышение грузоподъёмности на соответственно 1,7 — 2,5
т, упрощает конструкцию и снижает стоимость изготовления на 20 - 30%. На средствах для перевозки техники, кроме всего прочего,
улучшаются условия и безопасность погрузки и разгрузки машин, устойчивость и другие эксплутационные показатели. Применительно
к полуприцепам площадкам стало возможной перевозка высокогабаритных грузов за счет снижения погрузочной высоты. Для повышения
полезного внутреннего объёма кузова представляется перспективным является разработка конструкций рефрижераторов и фургонов.
Разработанная шина позволяет перейти к новому поколению специализированных автотранспортных средств, отказаться от разработки
транспортного средства индивидуально для каждого вида груза, использовать модульный принцип в проектировании.
Основу САТС могут составлять одноосный, двухосный или трёхосный тележка - модуль. К тележке - модулю присоединяется рама,
обеспечивающая необходимые размеры площадки. На раму крепится оснастка (коники, трапы, фермы и т. д.). К раме присоединяется
гусек, который может иметь несколько различных размеров в зависимости от типа тягача, с которым предполагается использовать
данное САТС, диапазон возможных размеров и верхняя величина грузоподъёмности с использованием результатов исследования в
представлены в Табл. 4.13:
Таблица 4.13
Полуприцеп полунизкорамный
|
Грузоподъёмность, т
|
Размеры, мм
|
Длина грузовой платформы
|
Расстояние до верхней плоскости опорного устройства от поверхности дороги
|
Погрузочная высота
|
Одноосный"
|
до 12,0
|
5300. . .7300
|
1300.. .1400
|
900
|
Двухосный*
|
до 25,0
|
6900. ..11900
|
1300.. .1500
|
1000
|
Трёхосный*
|
до 35,0
|
7500. . .13500
|
1320. ..1715
|
1100
|
Примечание: * - применение подкатной тележки на шинах малого диаметра позволяет использовать полуприцепы в качестве прицепов
с расширением области применения транспортных средств.
В 90- годах ЦНИИОМТП были разработаны конструкции одноосных, двухосных и трёхосных тележек - модулей, рамы, гуськи, коники
и опоры для полуприцепов - площадок, фермы для панелевозов. В подвеске тележки - модуля принята однотипная конструкция, на
каждую ось устанавливается по две рессоры.
Например, применение двухосной подкатной тележки с трёхосным полуприцепом позволяет поднять грузоподъёмность прицепа
до 55 тонн.
От продольных перемещений каждая ось удерживается двумя реактивными штангами, которые одним концом крепятся к кронштейнам
подвески, а другим -к нижней рессорной накладке.
Оси колёс - трубчатые, с цапфами по концам, с приваренными опорами рессор и суппортами.
На колесо установлена шина размером 8.25R15, которая центрируется бортовым кольцом и буртом колеса и фиксируется замочным
кольцом. Колёса крепятся к ступице при помощи гаек.
Конструктивные особенности некоторых строительных модульных полуприцепов и их техническая характеристика приведены в
приложении
Проделанные в ЦНИИОМТП при непосредственном участии автора работы позволили отработать принципы конструктивного исполнения
нового поколения модульных спецавтотранспортных средств на шинах малого диаметра, что в короткие сроки позволяет разработать
конструкцию любого САТС, как по типу, так и по техническим характеристикам, применительно к конкретным требованиям заказчиков.
Имея ввиду большие материальные затраты важно иметь обоснование вложения инвестиций в серийное производство в России
САТС на шинах малого диаметра 8.25R15, широко используемых за рубежом.
В настоящее время в России разработана рабочая документация и изготовлены опытные образцы прицепов и полуприцепов с целью
проверки технических параметров и основных преимуществ автотранспортных средств на шинах малого диаметра, устранения конструктивных
недостатков, а также экспериментального определения технике - экономических показателей в реальных условиях их производства
и эксплуатации. Как показывает зарубежная практика создания автотранспортных средств на шинах малого диаметра, основными
преимуществами их производства и использования являются:
- повышение допустимой габаритной высоты перевозимого груза на 300 мм;
- увеличение вместимости закрытого кузова на 15...20 %,
- понижение высоты погрузочной платформы, вследствие чего снижается центр тяжести перевозимого
груза и всего груженого автотранспортного средства и повышается его устойчивость;
- повышение технологичности изготовления автотранспортных средств за счет применения модульных
конструктивных элементов: осей, подвески, тележек, конструктивных элементов рамы (гусек, платформа, борта, коники) и универсальной
технологической оснастки для их изготовления на машиностроительных и ремонтных предприятиях;
- сокращение сроков разработки конкретных специализированных авто транспортных средств на основе
модульного принципа компоновки.
Анализ информации о развитии средств автомобильного транспорта за рубежом показывает наличие широкой гаммы средств автомобильного
транспорта (в нашем случае прицепов и полуприцепов) на шинах малого диаметра, в том числе: общего назначения, рефрижераторов,
площадок, тяжеловозов и других специальных и специализированных средств.
Целесообразность производства автотранспортных средств на шинах малого, диаметра подтверждает выпуск их многими зарубежными
фирмами, в том числе:
- фирма
Lambert
(Франция) - рефрижераторы и изотермические кузова грузоподъёмностью 8100
т, 12000 т;
- фирма
Carvouga
(Португалия) - прицепы - тяжеловозы, специализированные прицепы,
цистерны и изотермические кузова;
- фирма
Ackermann Fruehauf
(Германия) - одно, двух и трёхосные полу прицепы общего назначения,
полуприцепы - площадки и полуприцепы - тяжеловозы;
- фирма
Lagendorf
(Германия) - прицепы и полуприцепы общего назначения, прицепы
и полуприцепы - площадки, тяжеловозы;
- фирма
Goldhofer
(Австрия) - приданы и полуприцепы общего назначения, тяжеловозы
специальные;
- фирма
Nicolas
(Франция) - специальные прицепы - тяжеловозы;
- фирма
Industriale
(Италия) - специальные прицепы - тяжеловозы и другие фирмы.
Объём выпуска автотранспортных средств зарубежных фирм как правило не лимитирован и определяется спросом на продукцию.
Ориентировочная стоимость автотранспортных средств за тонну грузоподъёмности составляет:
- для зарубежных - 2000 долларов США (по данным НАМИ);
- отечественных - 800 долларов США (согласовано и подтверждено Шатурским, Тверским и Подпорожским
заводами).
Потребность строительных организаций в автотранспортных средствах определяется видами грузов, особенностью условий перевозки
(в том числе, категориями дорог), типами и грузоподъёмностью, имеющихся в хозяйствах и выпускаемых, автотранспортных средств.
Такие ведущие авторемонтные заводы, производители САТС как АО "Строймаш" (г. Тверь), Канашский завод, АО "Строймаш"
(г. Шатура) и др. сократили выпуск автотранспортных средств на 50 % и более, а заводы, выпускающие самосвалы - на 35 - 40%.
Можно утверждать, что более стабильным является спрос на полуприцепы - площадки, на кассетные панелевозы, а также на
автотранспортные средства, оборудованные кранами - манипуляторами. К 2005 году предполагается рост спроса на эти высокоэффективные
средства и приближение общего спроса на САТС для перевозки строительных грузов до уровня 1990 г. (примерно 20 - 25 тыс. штук
в год).
|