|
623459, Свердловская область, Каменск-Уральский, ул.Механизаторов, 25
(3439) 376-222, (3439) 376-597, (3439) 376-343, (3439) 376-598
[email protected]
|
|
|
|
|
|
|
Общие сведения о двигателях ЯМЗ
Мощные и экономичные четырехтактные двигатели, к эксплуатации которых вы приступаете, имеют большой срок службы, надежны
и удобны в эксплуатации. Завод непрерывно работает над их усовершенствованием. Однако нужно помнить, что срок службы двигателей
в значительной степени зависит от их регулярного и тщательного обслуживания и точного выполнения всех указаний инструкции.
Настоящее руководство, составленное на основе опыта завода-изготовителя и эксплуатирующих организаций, содержит необходимые
указания, точное и неуклонное соблюдение которых обеспечит безотказную и длительную работу двигателя.
Исправная работа двигателя и длительный срок его службы находятся в прямой
зависимости от культуры эксплуатации, поэтому внимательно относитесь к про ведению всех регламентных работ, предусмотренных
настоящей инструкцией.
В период обкатки нового двигателя происходит приработка его трущихся поверхностей,
поэтому дальнейшая работоспособность двигателя в большой степени зависит от того, насколько хорошо соблюдались правила,
указанные в разделе «Обкатка нового двигателя».
Смазку двигателя производите в соответствии с «Таблицей смазки». Применение
смазочных материалов, не указанных в настоящей инструкции, не разрешается.
Температуру охлаждающей жидкости работающего двигателя поддерживайте в пределах
75—98°С. Работа непрогретого двигателя под нагрузкой запрещается, т. к. экономичность двигателя и срок его службы в сильной
степени зависят от температурного режима.
Не допускайте резкого увеличения числа оборотов сразу после пуска холодного
двигателя, так как загустевшее масло медленно доходит до подшипников коленчатого вала и при большом числе оборотов подшипники могут быть выведены из строя.
При эксплуатации двигателя следите за давлением масла в системе смазки;
падение давления масла ниже 300 кПа (3,0 кгс/см
2
) при номинальных оборотах свидетельствует о повышенных износах
трущихся поверхностей или неисправностях в системе смазки.
При затягивании гаек крепления головок цилиндров строго выдерживайте периодичность, последовательность
и заданный крутящий момент. Затяжка гаек моментом большим или меньшим, чем указано в инструкции, приведет к нарушению герметичности
уплотнения и. прогару прокладок, тем более, что подтекание воды или масла этим способом устранить невозможно. .
Общие сведения
Двигатели ЯМЗ-236М (рис. 1) и ЯМЗ-238М (рис. 2) представляют собой шести- и восьмицилиндровые модели семейства четырехтактных
дизелей Ярославского моторного завода.
Двигатель ЯМЗ-238АМ является модификацией двигателя ЯМЗ-238М, мощность которого ограничена до 225 л. с. на весь период
эксплуатации.
Рис. 1. Двигатель ЯМЗ-236М
Рис. 2. Двигатель ЯМЗ-238М
Двигатель ЯМЗ-238ВМ имеет ту же техническую характеристику, что и двигатель ЯМЗ-238М, отличается он комплектностью
и специальным масляным поддоном, допускающим эксплуатацию при повышенных кренах и дифферентах.
Двигатель ЯМЗ-238ГМ предназначен для стационарного или циклически переменного режима работы и отличается от двигателя
ЯМЗ-238М в основном комплектацией и регулировкой топливной аппаратуры.
Двигатель ЯМЗ-238ИМ предназначен для работы в составе дизель-электрических агрегатов и выпускается с повышенными требованиями
к степени неравномерности и стабильности частоты вращения.
Двигатель ЯМЗ-238КМ предназначен для установки на подземный самосвальный автопоезд.
Двигатели ЯМЗ-236Д1, ЯМЗ-238М, ЯМЗ-238АМ, ЯМЗ-238ВМ, ЯМЗ-238ГМ, ЯМЗ-238ИМ и ЯМЗ-238КМ полностью взаимозаменяемы с
двигателями ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-238А, ЯМЗ-238В, ЯМЗ-238Г, ЯМЗ-238И, ЯМЗ-238К. выпускавшимися до августа 1985 года.
Двигатели в северном исполнении имеют маркировку соответственно ЯМЗ-236МС и ЯМЗ-238МС; их техническая характеристика
та же, что и у основных моделей.
Двигатели ЯМЗ выпускаются как в комплекте со сцеплениями, с коробками передач, так и без них.
Техническая характеристика
Показатели
|
Модели двигателей
|
ЯМЗ-236М
|
ЯМЗ-238М
|
ЯМЗ-2Э8АМ
|
ЯМЗ-238ВМ
|
ЯМЗ-238ГМ
|
ЯМЗ-238ИМ
|
ЯМЗ-238КМ
|
Тип двигателя
|
Четырехтактный, с воспламенением от сжатия
|
Число цилиндров
|
6
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
8
|
Расположение цилиндров
|
V-образное, с углом развала 90°
|
Порядок работы
|
1-4-2-5-3-6
|
1-5-4-2-6-3-7-8
|
Схема нумерации цилиндров
|
См. рис. ЗА
|
См. рис. ЗВ
|
См. рис. ЗВ
|
См. рис. ЗВ
|
См. рис. ЗВ
|
См. рис. ЗВ
|
См. рис. ЗВ
|
Диаметр цилиндров, мм
|
130
|
130
|
130
|
130
|
130
|
130
|
130
|
Ход поршня, мм
|
140
|
140
|
140
|
140
|
140
|
140
|
140
|
Рабочий объем всех цилиндров, л
|
11.15
|
14,86
|
14,86
|
14,86
|
14,86
|
16,5
|
14,86
|
Степень сжатия (расчетная)
|
16.3
|
16,5
|
16,5
|
16,5
|
16,5
|
14,86
|
16,5
|
Номинальная мощность, кВт (л. с.)
|
132
|
176
|
165
|
176
|
125
|
117
|
140
|
|
(»80)
|
(240)
|
(225)
|
(240)
|
(170)
|
(160)
|
(190)
|
Частота вращения вала при номинимальной мощности, об/мин
|
2100
|
2100
|
2100
|
2100
|
1700
|
1500
|
2100
|
Максимальный крутящий момент.
|
667
|
883
|
825
|
883
|
—
|
—
|
687
|
Н • м (кгс • м)
|
(68)
|
(90)
|
(84)
|
(90)
|
|
|
(70)
|
Частота вращения при максимальном крутящем моменте, об/мин, не более
|
1600
|
1450—1600
|
1450—1600
|
1450—1600
|
—
|
—
|
1450—1600
|
Частота вращения холостого хода коленчатого вала, об/мин: минимальная
|
550—650
|
550—650
|
550—650
|
550—650
|
550—650
|
700, не более
|
550—650
|
максимальная, не более
|
2275
|
2275
|
2275
|
2275
|
1950
|
—
|
2275
|
Рис. 3. Схема нумерации цилиндров:
А —двигатель ЯМЗ-236М; В —двигатель ЯМЗ-238М; С —правый ряд цилиндров;
D
— левый ряд цилиндров
Рис. 4 Скоростные характеристики двигателей
Показатели
|
Модели двигателей
|
ЯМЗ-236М
|
ЯМЗ-238М
|
ЯМЗ-238АМ
|
ЯМЗ-238ВМ
|
ЯМЗ-238ГМ
|
ЯМЗ-238ИМ
|
ЯМЗ-238КМ
|
Удельный расход топлива, г/л. с. ч.:
|
|
|
|
|
|
|
|
минимальный
|
161
|
161
|
162
|
162
|
—
|
—
|
167
|
при номинальной мощности
|
172
|
172
|
—
|
—
|
167
|
167
|
—
|
Скоростная характеристика
|
См.
|
См.
|
См.
|
См.
|
См.
|
—
|
См.
|
|
рис. 4
|
рис. 4
|
рис. 4
|
рис. 4
|
рис. 4
|
|
рис. 4
|
Способ смесеобразования
|
Непосредственный впрыск
|
Камера сгорания
|
Однополостная в поршне
|
Блок цилиндров
|
Отлит из легированного чугуна вместе с верхней частью картера
|
Гильзы цилиндров
|
«Мокрого» типа, отлиты из легированного чугуна
|
Головки цилиндров
|
Две, по одной на каждый ряд цилиндров, отлиты из легированного чугуна
|
Коленчатый вал
|
Кованый, с привертными противовесами, поверхности шеек закалены с нагревом ТВЧ
|
Число опор коленчатого вала
|
4
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
Коренные подшипники
|
Скольжения, со сменными вкладышами
|
Шатунные подшипники
|
Скольжения, со сменными вкладышами
|
Поршни
|
Из алюминиевого сплава
|
Поршневые пальцы
|
Плавающего типа, осевое перемещение ограничивается стопорными кольцами
|
Шатуны
|
Стальные, двутаврового сечения, в верхних головках запрессованы бронзовые втулки Отлит из чугуна, имеет стальной зубчатый венец для пуска двигателя стартером
|
Маховик
|
Распределительный вал
|
Общий для обоих рядов цилиндров, с шестеренчатым приводом
|
Фазы газораспределения, град.:
|
|
открытие впускного клапана
|
20° до ВМТ
|
закрытие впускного клапана
|
46° после НМТ
|
открытие выпускного клапана
|
66° до НМТ
|
закрытие выпускного клапана
|
20° после ВМТ
|
Число клапанов на цилиндр
|
Один впускной и один выпускной
|
Диаметр тарелки клапана, мм:
|
|
впускного
|
61
|
61
|
61
|
61
|
61
|
&1
|
61
|
выпускного
|
48
|
48
|
48
|
48
|
48
|
48
|
48
|
Подъем клапанов, мм
|
13,5
|
13,5
|
13,5
|
13,5
|
13,5
|
13,5
|
13,5
|
Зазор между клапаном и коромыслом толкателя, мм
|
0,25—0,30
|
0,25—0,30
|
0,25-0,30
|
0,25—0,30
|
0,25—0,30
|
0,25—0,30
|
0,25-0,30
|
Система смазки
|
Смешанная. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, втулки коромысел клапанов, втулка промежуточной шестерни
масляного насоса, сферические опоры штанг, В1улки толкателей. Топливный насос высокого давления и регулятор частоты вращения оборудованы циркуляционной смазкой из системы смазки двигателя.
Зубчатые передачи, подшипники качения и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием.
|
Масляный насос
|
Шестеренчатый, двухсекционный
|
Давление в масляной системе,
|
|
|
|
|
|
|
|
кПа (кгс/см
2
):
|
|
|
|
|
|
|
|
при номинальных оборотах
|
400—700
|
400—700
|
400—700
|
400—700
|
400—700
|
400—700
|
400-700
|
|
(4-7)
|
(4-7)
|
(4-7)
|
(4-7)
|
(4-7)
|
(4-7)
|
(4-7)
|
при минимальных оборотах, не менее
|
100 (1)
|
100 (1)
|
100 (1)
|
100 (1)
|
100 (1)
|
100 (1)
|
100 (1)
|
Система охлаждения масла
|
Масляный радиатор, устанавливаемый вне двигателя
|
-
|
Масляные фильтры
|
Два — грубой сетки очистки, с фильтрующим элементом из металлической и тонкой очистки — центробежный, с реактивным приводом
|
Давление открытия клапанов системы смазки, кПа, (кгс/см*)
|
|
|
|
|
|
|
|
редукционный клапан масляного насоса
|
700—800 (7,0—8,0)
|
700—800 (7,0—8.0)
|
700—800 (7,0—8.0)
|
700—800 (7,0—8,0)
|
700—800 (7,0—8,0)
|
700-800 (7,0—8,0)
|
700—800 (7,0—8,0)
|
предохранительный клапан радиаторной секций масляного насоса
|
80—120 (0,8—1.2)
|
80—120 (0,8—1.2)
|
80—120 (0,8—1,2)
|
80—120
(0.8—1,2)
|
80—120 (0,8—1,2)
|
80—120 (0,8-1,2)
|
80—120 (0,8-1,2)
|
дифференциальный клапан
|
520—540 (5,2-5,4)
|
520—540 (5,2—5.4)
|
520—540 (5.2-5,4)
|
520—540 (5,2—5,4)
|
520—540 (5.2-5,4)
|
520—540 (5,2-5,4)
|
520—540 (5,2-5,4)
|
перепускной клапан масляного фильтра
|
180—230 (1,8—2,3)
|
180—230 (1.8-2.3)
|
180—230 (1,8-2,3)
|
180—230 (1.8—2,3)
|
180—230 (1,8-2,3)
|
180-230 (1,8—2,3)
|
180—230 (1,8—2,3)
|
|
Система питания
|
Топливоподающая аппаратура
|
Разделенного типа
|
Подкачивающий насос
|
Поршневой, с насосом ручной прокачки топлива
|
Топливный насос высокого давления
|
Шестиплун жерный
|
Восьмиплунжерный
|
Плунжеры
|
|
Золотникового типа
|
Порядок работы секций топливного насоса
|
1-4-2-5-3-6
|
1-3-6-2-4-5-7-8.
|
Нумерация секций
|
Со стороны приводов стороны привода
|
Регулятор частоты вращения
|
Центробежный, всережимный
|
Установочный угол опережения впрыска, град.
|
18
|
18
|
18
|
18
|
18
|
18
|
14
|
Муфта опережения впрыска
|
Автоматическая, центробежного типа
|
Форсунки
|
Закрытого типа, с многодырчатыми распылителями
|
Давление начала впрыскивания,
|
16.2
|
16,2
|
16,2 1 16.2
|
16,2
|
16,2 1 16,2
|
МПа (кгс/см
1
)
|
(165)
|
(165)
|
(165) 1 (165)
|
(165) (165) 1 (165)
|
Топливные фильтры
|
Два, грубой
и тонкой очистки со сменными фильтрующими элементами. В крышке фильтра тонкой очистки, установлен перепускной жиклер.
|
Воздушный фильтр
|
Инерционно-масляный или сухого типа
|
Сухого типа
|
Специальный, устанавливается на машине
|
Инерционно-масляный
|
|
Система охлаждены
|
Система охлаждения двигателя
|
Жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости; оборудована термостатическим
устройством для поддержания постоянного теплового режима работы двигателя.
|
Водяной насос
|
Центробежный, приводится клиновым ремнем от шкива коленчатого вала
|
Вентилятор
|
Шестилопастный, с шестеренчатым приводом
|
|
Электрооборудование
|
Генератор
|
Г-273В Г-288Е Г-273В
|
|
Г-273В Г-273В Г-273В
|
|
Трехфазный синхронный, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком
|
|
Трехфазный, синхронный, переменного тока, со встроенным выпрямительным блоком и интегральным
'регулятором напряжения
|
Номинальный ток, А
|
28
|
47
|
28
|
—
|
28
|
28
|
28
|
Номинальное выпрямленное напряжение, В
|
28
|
28
|
28
|
—
|
28
|
28
|
28
|
Рис. 5. Габаритные размеры двигателя ЯМЗ-236М
Рис. 6. Габаритные размеры двигателя ЯМЗ-238М
Рис. 7. Габаритные размеры двигателя ЯМЗ-238ЛМ
Показатели
|
Модели двигателей
|
ЯМЗ-2Э6М
|
ЯМЗ-238М
|
ЯМЗ-238АМ
|
ЯМЗ-238ВМ
|
ЯМЗ-238ГМ
|
ЯМЗ-2Э8ИМ
|
ЯМЗ-238КМ
|
Стартер
|
25.3708 или СТ-103А-01 постоянного тока, последовательного возбуждения, с электромагнитным приводом
|
Номинальная мощность стартера, кВт (л. с.)
|
8.1 (11)
|
8.1 (11)
|
8.1 (11)
|
8.1 (11)
|
8.1 (11)
|
8.1 (11)
|
8.1 (11)
|
|
Сцепление
|
Модель
|
ЯМЗ-236К|ЯМЗ-238 |ЯМЗ-238 |ЯМЗ-238 |ЯМЗ-238
|
—
|
—
|
Тип
|
Двухдисковое, сухое, фрикционного типа, с периферийным расположением нажимных цилиндрических пружин
|
|
|
Количество нажимных пружин
|
24
|
28
|
28
|
28
|
28
|
—
|
—
|
|
Коробка передач
|
Модель
|
ЯМЗ-236П
|
ЯМЗ-236Щ
|
ЯМЗ-236Н
|
—
|
|
—
|
—
|
Тип
|
Механическая трехходовая, пятиступенчатая, с синхронизаторами на второй-третьей и четвертой-пятой
передачах
|
|
|
|
|
Передаточные числа:
:
|
|
первой передачи
|
5,26
|
5,26
|
5,26
|
—
|
—
|
—
|
—
|
второй передачи
|
2,90
|
2,90
|
2,90
|
—
|
—
|
—
|
_
|
третьей передачи
|
1,52
|
1,52
|
1,52
|
—
|
—
|
—
|
—
|
четвертой передачи
|
1,00
|
1,00
|
1,00
|
—
|
—
|
—
|
—
|
пятой передачи
|
0,66
|
0,66
|
0,66
|
—
|
—
|
—
|
—
|
заднего хода
|
5,48
|
5,48
|
5,48
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Переключение передач
|
Дистанционное, механическое управление
|
Рычагом качающегося типа, расположенным на крышке коробки передач
|
|
|
|
|
|
. Габаритные размеры и масса
|
Габаритные размеры, мм
|
См. рис. 5
|
См. рис. 6
|
См. рис. 7
|
См. рис. 8
|
См. рис. 9
|
См. рис. 10
|
См. рис. 11
|
масса незаправленного двигателя, кг:
без сцепления и коробки передач
|
890
|
1075
|
1075
|
|
|
1075
|
1075
|
со сцеплением без коробки передач
|
—
|
—
|
—
|
1105
|
1170
|
—
|
—
|
со сцеплением и коробкой передач
|
1205
|
1390
|
1390
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Рис. 8. Габаритные размеры двигателя ЯМЗ-238ВМ
Рис. 9. Габаритные размеры двигателя ЯМЗ-238ГМ
Рис. 10. Габаритные размеры двигателя ЯМЗ-238ИМ
Рис. 11. Габаритные размеры двигателя ЯМЗ-238КМ
|
Модели двигателей
|
Показатели
|
ЯМЗ-2Э6М
|
ЯМЗ-2ЖМ
|
ЯМЗ-238АМ
|
ЯМЗ-238ВМ
|
ЯМЗ-238ГМ
|
ЯМЗ-238ИМ
|
ЯМЗ-238КМ
|
|
Заправочные емкости,
л
|
Система смазки
|
21
|
29
|
29
|
28
|
29
|
29
|
29
|
Система охлаждения (без радиатора)
|
17
|
20
|
20
|
20
|
20
|
20
|
20
|
Воздушный фильтр
|
1,2
|
1.0
|
—
|
—
|
1.0
|
1,0
|
1.0
|
Муфта опережения впрыска
|
0,14
|
0.14
|
0,14
|
0,14
|
0,14
|
0,14
|
0,14
|
Коробка передач
|
5,5
|
5,5
|
5,5
|
—
|
—
|
—
|
—
|
Рис. 12. Продольный разрез двигателя ЯМЗ-236М
Рис. 13. Продольный разрез двигателя ЯМЗ-238М
|
|