Система смазки
Система смазки двигателя — смешанная, с мокрым картером (рис. 19). Масло засасывается из поддона через заборник и всасывающую
трубку шестеренчатым насосом, состоящим из двух секций: основной и радиаторной.
Рис. 19. Схема системы смазки:
А
— высокое давление;
В
— всасывание масла; С —слив н смазка самотеком;
D
— масляные каналы
коленчатого вала; 1 — трубка подвода масла к топливному насосу высокого давления;
2
— слив масла в поддон:
3
—
маслозаливная горловина;
4
— коромысло клапана;
5
— штанга толкателя;
6
— шатун; 7 — центральный масляный
канал; 8— коленчатый вал; 9 — дифференциальный клапан;
10 —
к масляному радиатору; 11 — из радиатора в поддон;
12
— предохранительный клапан:
13
— редукционный клапан;
14
— радиаторная секция масляного насоса; 15
—основная секция масляного насоса;
16
— масляный поддон; /7 — распределительный вал;
18
— ось толкателей;
19
— перепускной клапан масляного фильтра;
20 —
масляный фильтр;
21 —
фильтр центробежной очистки масла
Основная (нагнетательная) секция насоса подает масло в систему через последовательно включенный фильтр грубой очистки
(рис. 20), в корпусе которого установлен перепускной клапан. Когда разность давлений- до и после фильтра при его загрязнении
достигает 180—230 кПа (1,8—2,3 кгс/см
2
), клапан открывается и часть неочищенного масла подается непосредственно
в масляную магистраль. Такое повышение давления может произойти при засорении элементов фильтра или при большой вязкости
масла (например, при пуске двигателя в холодное время года).
Рис. 20. Фильтр грубой очистки масла:
1 — корпус; 2 — сливная пробка;
3, 4 —
прокладки; 5 — фильтрующий элемент;
6
— нижняя крышка; 7 —колпак
фильтра; в—верхняя крышка;
9 —
стержень;
10 —
пружина; 11 — болт крепления колпака;
12
— перепускной
клапан;
13
— пружина клапана;
14
— пружина сигнализатора; 15 — корпус сигнализатора;
16 —
шток сигнализатора;
17 — прокладка;
18
— пробка;
19
— регулировочная шайба пружины клапана;
20
— клемма;
21
— неподвижный
контакт; (поз. 14—16, 20, 21 только для двигателя ЯМЗ-238ВМ)
Двигатель ЯМЗ-238ВМ оборудован световым сигнализатором засоренности масляного фильтра, контакты которого замыкаются к
моменту начала открытия перепускного клапана; в этот момент в кабине водителя загорается сигнальная лампочка, соединенная
с клеммой сигнализатора.
Из фильтра грубой очистки масло поступает в центральный масляный канал, а оттуда по каналам в блоке — к подшипникам коленчатого
и распределительного валов. От подшипников коленчатого вала через систему каналов в коленчатом валу и шатунах масло подается
к подшипникам верхних головок шатунов. От распределительного вала масло пульсирующим потоком направляется в ось толкателей,
от
:
куда по каналам толкателей, полостям штанг и коромысел поступает ко всем трущимся парам привода клапанов. Под давлением смазывается также
подшипник промежуточной шестерни привода масляного насоса. Шестерни привода агрегатов, кулачки распределительного вала, подшипники
качения, гильзы цилиндров смазываются разбрызгиванием.
Рис. 21. Фильтр центробежной очистки масла:
1 — колпак фильтра;
2 —
шайба;
3
— колпачковая гайка;
4 —
Гайка крепления роторе; 5 —упорная шайба: 6 — гайка ротора; 7 —шайба;
8, 14 —
втулки
ротора:
9—
колпак ротора;
10
— ротор; 11 — отражатель;
12 —
уплотнительное кольцо:
13 —
прокладка колпака;
15
— стопорное
кольцо: 16 — подшипник;
17 —
ось ротора: 18 — корпус фильтра;
19
— сопло ротора:
А —
из системы
под давлением: Б — слив в поддон
Фильтр центробежной очистки масла (рис. 21) включен параллельно после
фильтра грубой очистки и пропускает до 10% масла, проходящего через систему смазки. Очищенное масло сливается в поддон.
Масляный насос установлен на передней крышке коренного подшипника и приводится во вращение от шестерни коленчатого вала
через промежуточную шестерню. Для регулировки бокового зазора между зубьями промежуточной шестерни привода насоса и шестерни
коленчатого вала под привалочную плоскость фланца корпуса масляного насоса устанавливаются регулировочные прокладки толщиной
0,3 мм. Этот зазор при рабочем положении двигателя должен быть в пределах 0,25— 0,37 мм.
Радиаторная секция насоса подает масло к установленному на машине радиатору; охлажденное в радиаторе масло сливается
в поддон.
Основная секция насоса снабжена редукционным клапаном, перепускающим масло в поддон при давлении на выходе из насоса
более 700—800 кПа (7,0— 8,0 кгс/см
2
). Предохранительный клапан радиаторной секции открывается при давлении на
выходе из насоса 80—120 кПа (0,8—1,2 кгс/см
2
). Для стабилизации давления в систему смазки включен дифференциальный
клапан, отрегулированный на начало открытия при 520—540 кПа (5,2—5,4 кгс/см
2
).
Система питания
Система питания — разделенного типа, состоит из топливного насоса высокого давления со всережимным регулятором частоты
вращения, топливоподкачивающим насосом и муфтой опережения впрыска, форсунок, топливных фильтров грубой и тонкой очистки
и топливопроводов (рис. 22).
Топливо засасывается подкачивающим насосом из бака через фильтр грубой очистки и через фильтр тонкой очистки подается
к топливному насосу высокого давления, который в соответствии с порядком работы цилиндров подает топливо по топливопроводам
высокого давления к форсункам, а те распиливают его в цилиндрах двигателя. Излишки топлива, а вместе с ними и попавший в
систему низкого давления воздух отводятся через перепускной клапан топливного насоса, жиклер фильтра тонкой очистки и сливные
топливопроводы в бак; туда же поступает и топливо, прошедшее в полость пружины форсунки через зазор между иглой и распылителем.
Рис. 22. Схема системы питания:
А —
всасывающая магистраль;
В
— низкое давление;
С
— высокое давление;
D
— слив
излишков топлива в бак; 1 — фильтр грубой очистки топлива;
2 —
топливный насос высокого давления:
3 —
фильтр
тонкой очистки топлива;
4—
форсунка; 5 — распылитель форсунки;
6 —
топливоподкачивающий насос; 7 — топливный
бак
Топливный насос высокого давления (рис. 23) — многосекционный; диаметр плунжера — 9 мм, ход — 11 мм. В корпусе
1
насоса
установлены плунжерные пары, нагнетательные клапаны
29
и штуцеры
22,
к которым через ниппели
27
подсоединяются
топливопроводы высокого давления.
На внутренней поверхности втулки плунжера имеется кольцевая канавка, а в стенке радиальное отверстие для отвода топлива,
просочившегося через зазор в плунжерной паре. Уплотнение между втулкой плунжера и корпусом насоса осуществляется резиновым
кольцом. Из полости вокруг втулки плунжера просочившееся топливо отводится в канал, проходящий вдоль корпуса насоса. Из канала
просочившееся топливо отводится через дренажный трубопровод в топливный бак. Правильное положение втулки
32
плунжера
относительно корпуса обеспечивается винтом
20.
Рис. 23. Топливный насос высокого давления:
1 — корпус насоса;
2
— перепускной клапан;
3
— рейка;
4
— уплотнительное кольцо; 5 — винт-ограничитель;
6
—втулка: 7 —муфта опережения впрыска;
8 —
крышка подшипника; 9 — регулировочные прокладки;
10 —
уплотнительное
кольцо;
11 —
роликовый конический подшипник;
12
— шайба;
13
— кулачковый вал:
14
— опора кулачкового
вала; 15 — заглушка;
16 —
ролик толкателя: 17 — крышка;
18 —
верхняя тарелка пружины;
19
— стяжной винт;
20
— установочный винт:
21 —
пробка для выпуска воздуха;
22 —
штуцер:
23 —
стяжной болт;
24
—
сухарь штуцера;
25 —
упор клапана;
26 —
колпачковая гайка;
27
— соединительный ниппель;
28
— пружина нагнетательного клапана;
29 —
нагнетательный клапан;
30
—прокладка;
31
— седло нагнетательного
клапана;
32
—втулка плунжера;
33
— зубчатый венец;
34 —
стопорный винт: 35
-
втулка зубчатого
венца;
36 —
плунжер;
37
— пружина толкателя; 38 — нижняя тарелка пружины толкателя:
39
— регулировочный
болт;
40
— толкатель плунжера
Плунжер
36
приводится в движение от кулачкового вала
13
через роликовый толкатель
40.
В толкатель
ввернут регулировочный болт
39,
застопоренный контргайкой и служащий для регулировки начала подачи топлива. Поворот
плунжера во втулке
32
с целью изменения количества подаваемого топлива осуществляется втулкой
35 с
зубчатым
венцом
33,
входящим в зацепление с рейкой
3.
Угловым смещением поворотной втулки относительно зубчатого венца
при ослабленном винте
19
регулируется подача топлива каждой секцией насоса.
Кулачковый вал вращается в роликовых конических подшипниках
11
и
промежуточной опоре
14.
Осевой
люфт кулачкового вала в пределах 0,01—0,07 мм устанавливается набором регулировочных прокладок
9.
Рейка топливного насоса перемещается в направляющих втулках, запрессованных в корпус насоса. Выступающий из насоса конец
рейки защищен втулкой
6,
в которую ввернут винт 5, ограничивающий мощность двигателя на обкаточный период. Винт-ограничитель
контрится проволокой и пломбируется.
В верхней части корпуса насоса имеются подводящий и отводящий каналы, по которым топливо поступает к плунжерным парам.
Со стороны регулятора каналы закрыты пробками с уплотнительными резиновыми кольцами. Со стороны муфты опережения впрыска
к подводящему каналу присоединяется подводящий топливопровод, а по отводящему через перепускной клапан отводится избыточное
количество топлива. Продольные каналы со стороны подвода топлива соединены поперечным каналом. Отверстия для выпуска воздуха
закрыты пробками
21.
Регулятор частоты вращения (рис. 24) — всережимный, механический, изменяет подачу топлива в зависимости от нагрузки,
поддерживая заданную водителем частоту вращения коленчатого вала двигателя. Регулятор установлен на заднем торце топливного
насоса высокого давления.
Регуляторы частоты вращения двигателей ЯМЗ-236М, ЯМЗ-238М и ЯМЗ-238АМ оснащены узлом обратного корректора (рис. 24а),
служащим для снижения дымности отработавших газов двигателя. Регуляторы
двигателей ЯМЗ-238ВМ и ЯМЗ-238КМ укомплектованы прямым корректором (рис. 24б), на регуляторы двигателей ЯМЗ-238ИМ и ЯМЗ-238ГМ корректор не устанавливается.
Рис. 24. Схема регулятора частоты вращения:
а — с обратным корректором; б — с прямым корректором;
1 —
рычаг рейки; 2 —кулиса; 3—пята;
4 —
муфта;
5 —
грузы; 6 —державка грузов; 7 — ведущая шестерня; 8 —резиновые сухари;
9-
валик державки грузов;
10 —
стакан; 11 — вал рычага;
12
— рычаг пружины:
13
- рейка топливного насоса;
14 —
пружина рычага рейки;
15 —
тяга;
16 —
болт . ограничения максимального скоростного режима; 17 — пружина регулятора;
18 —
рычаг
управления регулятором; 19 —болт ограничения минимальной частоты вращения; 20 — двуплечий рычаг;
21
— крышка смотрового
люка;
22 —
винт двуплечего рычага;
23
— регулировочный болт;
24 —
буферная пружина,
25
— корпус
буферной пружины;
26
— кулиса корректора;
27
— силовой рычаг;
28 —
пружина корректора: 29 —пробка;
30
—
упор;
31 —
втулка;
32-
скоба:
33 —
рычаг корректора;
34
— винт подрегулировки мощности:
35 —
корректор
На конусе кулачкового вала установлена ведущая шестерня 7. Вращение от вала насоса на ведущую шестерню передается через
резиновые сухари 5. Ведомая шестерня выполнена как одно целое с валиком
9
державки грузов и установлена на двух шарикоподшипниках
в стакан
10.
На валик
9
напрессована державка грузов
6,
на осях которой качаются грузы 5. Грузы своими
роликами упираются в торец муфты
4,
которая через упорный подшипник и пяту
3
передает усилие грузов силовому
рычагу
27,
подвешенному вместе с двуплечим рычагом
20
на общей оси. Муфта с упорной пятой в сборе одним концом опирается через двадцать семь шариков
на направляющую поверхность державки, а за второй конец подвешена на серьге, закрепленной на силовом рычаге
27
(рис.
246) или на рычаге
33
корректора, закрепленном на втулке
31
силового рычага
27.
Пята регулятора связана общей осью с рычагом / рейки и через тягу
15
— с рейкой
13
топливного насоса. К
верхней части рычага рейки присоединена пружина
14
рычага рейки, а в нижнюю часть запрессован палец, который входит
в паз кулисы
2.
Вал
11
рычага регулятора жестко связан с рычагом управления
18
и рычагом
12
пружины.
За рычаг пружины и двуплечий рычаг
20
зацеплена пружина
17
регулятора, усилие которой передается с двуплечевого
рычага на силовой через регулировочный винт
22.
На силовом рычаге имеется регулировочный болт
23,
который упирается
в вал рычага регулятора.
В нижней части силового рычага находится узел обратного корректора, состоящий из втулки
31
(рис. 24а), упора
30,
пружины
28,
пробки
29,
кулисы
26
и регулировочных шайб, или прямой корректор
35
(рис. 246)
с пружиной.
Подача топлива полностью выключается механизмом останова, состоящим из кулисы
2,
скобы
32
и возвратной
пружины, расположенной снаружи регулятора под крышкой. Кулиса со скобой останова соединяется пружиной, расположенной внутри
кулисы и предохраняющей механизм регулятора от чрезмерных усилий при выключении подачи топлива. Во время работы двигателя
кулиса прижата усилием возвратной пружины к регулировочному винту
34.
Сзади крышка регулятора закрыта крышкой
21
смотрового люка с буферным устройством, состоящим из корпуса
25,
пружины
24
и контргайки.
|