Основные регулировки, предусмотренные конструкцией регулятора частоты вращения
Минимальная частота вращения холостого хода регулируется болтом
19
(рис. 24) и корпусом буферной пружины
25.
Максимальная частота вращения холостого хода (начало выброса рейки) регулируется болтом
16.
Номинальная мощность (подача) регулируется болтом
23.
Номинальная мощность подрегулировывается винтом
34.
Предварительное натяжение пружины (разность оборотов конца и начала выброса рейки) регулируется винтом
22.
Подача топлива при 500 об/мин регулируется шайбами между упором
30
и втулкой
31
корректора.
Предварительное натяжение пружины обратного корректора (обороты начала срабатывания
корректора) регулируются шайбами между пружиной
28
и пробкой
29
корректора.
Рис. 25. Муфта опережения впрыска
1 — ведомая полумуфта;
2
— ось груза;
3
— уплотн
и
тельно
е
кольцо:
4
— пружина; 5 — ведущая полумуфта;
6
— винт; 7 — втулка ведущей полумуфты;
8. 10
— сальники:
9
— гайка крепления муфты: 11 — корпус;
12
— груз;
13
— пружинная шайба;
14
— шпонка:
15
— кулачковый вал топливного насоса высокого давления;
16
— проставка
Муфта опережения впрыска (рис. 25) — автоматическая, центробежного типа,
предназначена для изменения момента начала подачи топлива в зависимости от
частоты вращения коленчатого вала двигателя. Применение муфты опережения впрыска значительно улучшает пусковые качества двигателя и способствует получению
наилучшей экономичности на различных скоростных режимах. Муфта крепится на конусе кулачкового вала гайкой с пазом под ключ,
которая контрится пружинной шайбой.
Топливоподкачивающий насос (рис. 26) поршневого типа установлен на топливном насосе высокого давления и приводится от
эксцентрика кулачкового вала.
В корпусе 1 насоса размещены поршень 2, пружина
3
поршня, упирающаяся одним концом в поршень, другим — в пробку
5, всасывающий
25
и нагнетательный
13
клапаны, которые прижаты к седлам
26
пружинами
14.
Полость
корпуса насоса, в которой перемещается поршень, соединена каналами с полостями над всасывающим и под нагнетательными клапанами.
Привод поршня осуществляется толкателем 8 через шток 7. Ролик
12
толкателя вращается на «плавающей» оси 11, застопоренной
от продольного перемещения двумя сухарями
10.
Одновременно сухари, перемещаясь в пазах корпуса 1, предохраняют толкатель от разворота. Шток 7 перемещается в направляющей втулке
6,
которая завернута на специальном клее в корпус насоса. Шток и втулка представляют собой прецизионную пару.
Рис. 26. Топливоподкачивающий насос:
1 —
корпус, 2 — поршень;
3
— пружина поршня;
4. 15 —
уплотнительные шайбы; 5 — пробка;
6
— втулка штока: 7 — шток толкателя;
8
— толкатель поршня; 9 — стопорное кольцо; 10 —сухарь толкателя;
11 —
ось ролика; 12 —ролик;
13 —
нагнетательный клапан;
14
— пружина;
16
—
пробка;
17 —
корпус ручного насоса;
18
— цилиндр ручного насоса;
19, 23 —
уплотнительные кольца:
20 —
поршень ручного насоса;
21 —
шток поршня;
22 —
рукоятка:
24
— прокладка;
25 —
втулка цилиндра ручного насоса;
26 —
всасывающий клапан;
27 —
седло клапана
На топливоподкачивающем насосе установлен ручной подкачивающий насос. Уплотнением между корпусом
17
насоса и цилиндром
18
служит резиновая прокладка
23,
которая при навернутой на цилиндр рукоятке
21
одновременно уплотняет
зазор между поршнем
19
и корпусом
17.
Рис 27. Форсунка:
1 — корпус форсунки;
2
— гайка распылителя;
3 —
корпус распылителя:
4 —
игла распылителя; 5 —шайба:
6 — штифт; 7 — штанга:
8
-тарелка пружины;
9 —
пружина;
10
— регулировочный винт; 11— гайка пружины;
12 —
контргайка;
13
— колпак:
14
— шайба;
15 —
штуцер;
16 —
втулка: 17 — фильтр:
18
—
уплотнитель штуцера
Форсунка — закрытого типа, с многодырчатым распылителем и гидравлически управляемой иглой (рис. 27). На двигатели ЯМЗ-236М
и ЯМЗ-238М устанавливаются форсунки модели «26» с распылителями, имеющими маркировку «236» или «238».
Все детали форсунки собраны в корпусе 1. К нижнему торцу корпуса форсунки гайкой
2
присоединен корпус распылителя
3,
внутри которого находится запорная игла
4.
Игла и корпус распылителя составляют прецизионную пару, которая
может заменяться только комплектно. Распылитель имеет четыре сопловых отверстия и фиксируется относительно корпуса двумя
штифтами
6.
Для прохода топлива на верхнем торце корпуса распылителя имеется кольцевая проточка «а», соединенная с
полостью «б» наклонными отверстиями «в». На распылителях выпуска с сентября 1985 года кольцевая проточка на верхнем торце
корпуса распылителя может отсутствовать.
Нижний конец штанги 7 упирается в хвостовик иглы распылителя. Сверху на штангу напрессована тарелка
8,
в которую
упирается пружина форсунки
9.
Усилие предварительной затяжки пружины регулируется винтом
10,
ввернутым в гайку
пружины
11 с
контргайкой
12.
На гайку пружины навернут колпак
13
с уплотнительной шайбой.
Топливо к форсунке подводится через штуцер 15, в который установлена втулка
16,
поджимающая сетчатый фильтр
17.
Топливо, просочившееся через зазор между иглой и корпусом распылителя, отводится из форсунки через отверстия в гайке
пружины и колпаке. Форсунка устанавливается в латунный стакан головки цилиндров и крепится скобой, лапки которой опираются
на буртик колпака форсунки. Под торец гайки распылителя подкладывается медная гофрированная шайба
5
для уплотнения
от прорыва газов. Для уплотнения внутренней полости головки цилиндров на штуцер форсунки надет резиновый уплотнитель
18.
Фильтр грубой очистки топлива (рис. 28) состоит из крышки
5,
корпуса 7 и фильтрующего элемента
8.
Корпус
и крышка соединяются четырьмя болтами
2.
Уплотнение между ними обеспечивается резиновой прокладкой
6.
Фильтрующий
элемент состоит из металлического каркаса с отверстиями, на который навит ворсистый хлопковый шнур. Отверстие в крышке, закрытое
пробкой
4
с прокладкой
3,
служит для заполнения фильтра топливом.
Рис. 28. Фильтр грубой очистки топлива:
1 — пружинная шайба; 2 —болт;
3 —
прокладка;
4—
пробка; 5— крышка;
6
— прокладка; 7 — корпус;
8
— фильтрующий элемент; 9 —сливная пробка;
10 —
прокладка
Фильтр тонкой очистки топлива
(рис. 29) состоит из корпуса 5 с приваренным к нему стержнем
6,
крышки в
и фильтрующего элемента
4.
Корпус с крышкой соединен болтом
12,
под головку которого поставлена уплотнительная
прокладка
13.
В крышку ввернут жиклер 11, через который сливается часть топлива вместе с воздухом, попавшим в топливопроводы
низкого давления. Сменный фильтрующий элемент пружиной
3
прижимается к крышке. С торцовых поверхностей фильтрующий
элемент уплотнен прокладками.
Топливопроводы.
На двигателе имеется система топливопроводов низкого и высокого давлений. Топливопроводы низкого
давления присоединяются пустотелыми болтами, контактные поверхности уплотняются медными шайбами толщиной 1,5
-0,09
мм. Топливопроводы высокого давления имеют одинаковую длину для всех цилиндров; концы их изготовлены в форме конуса (рис.
30).
Порядок соединения форсунок с секциями топливного насоса высокого давления показан на рис. 31.
Рис. 29. Фильтр тонкой очистки топлива:
1 — сливная пробка; 2 — прокладка;
3 —
пружина;
4
— фильтрующий элемент; 5 —корпус; 6 — стержень; 7
—прокладка корпуса;
8 —
крышка; 9 — пробка;
10—
прокладка жиклера;
11 —
жиклер:
12 —
болт;
13
— прокладка;
14 —
прокладка фильтрующего элемента
Рис. 30. Головка трубки высокого давления
Рис. 31. Порядок соединения топливопроводов высокого давления:
А-
двигателя ЯМЗ-236М; В- двигателя ЯМЗ-238М
Воздушный фильтр
На двигателе может быть установлен инерционно-масляный воздушный фильтр (рис. 32) или воздушный фильтр сухого типа. Инерционно-масляный
воздушный фильтр устанавливается на соединительном патрубке впускных коллекторов; место установки фильтра- сухого типа зависит от конструкции машины. Корпусы 5 инерционно-масляных
фильтров для двигателей ЯМЗ-236М и ЯМЗ-238М отличаются по диаметру масляной ванны; все остальные детали воздушных фильтров
взаимозаменяемы.
Корпус инерционно-масляного фильтра состоит из масляной ванны и камеры глушения шума впуска, соединенных центральной
трубой. В корпус устанавливается фильтрующий элемент
4,
состоящий из обоймы с фильтрующей набивкой из капронового
волокна. Сверху фильтрующий элемент закрыт крышкой
2
с шумопоглотителем.
В масляную ванну фильтра заливается строго определенное количество масла, необходимый уровень которого указан меткой
на внутренней поверхности корпуса фильтра (рис. 33). В воздушный фильтр двигателя ЯМЗ-236М заливается 1,2 л масла, в воздушный
фильтр двигателя ЯМЗ-238М — 1,0 л.
Рис. 32. Воздушный фильтр:
1 — стержень крепления фильтра:
2
- крышка с шумопоглотителем;
3, 6 —
уплотннтельные кольца:
4
— фильтрующие элемент; 5 — корпус фильтра с глушителем в сборе; 7 — соединительный патрубок впускных коллекторов
Рис. 33. Метка уровня масла на корпусе воздушного фильтра
Воздушный фильтр сухого типа— двухступенчатый. Первая ступень—инерционная решетка с отсосом пыли эжектором или моноциклон
со сбором пыли в бункере. Вторая ступень — картонный фильтрующий элемент.
Система охлаждения
Система охлаждения двигателя (рис. 34) —жидкостная циркуляционная, включающая в себя водяной насос, вентилятор, термостаты,
дистанционный термометр и радиатор, который устанавливается на автомобиле.
Рис. 34. Схема системы охлаждения:
1 — отверстие для установки датчика термометра;
2 —
к отопителю кабины;
3
— выпуск воздуха при заполнении
системы охлаждения но время прогрева пусковым подогревателем; 4 —термостат; 5, 6 —к радиатору; 7 — перепускная трубка; 8
— к компрессору пневмотормозов;
9 —
от радиатора; 10 —водяной насос; 11 — от пускового подогревателя
Рис. 35. Водяной насос:
1—сальник;
2
— корпус насоса;
3 —
втулка;
4 —
шпилька крепления подводящего патрубка; 5 — стопорное
кольцо сальника; 6 —упорное кольцо; 7 — пружина; 8—манжета сальника;
9
— крыльчатка;
10 —
крышка; 11 — валик;
12
— гайка;
13
— стопорная шайба;
14 —
перепускной ниппель трубки водяных термостатов:
15, 16 —
шарикоподшипники:
17 — прокладка;
18
— корпус сальника;
19
— втулка сальника;
20 —
гайка крепления боковины шкива;
21
— замковая шайба;
22
— гайка;
23 —
ступица шкива;
24 —
боковина шкива;
25 —
регулировочные
прокладки:
24 —
пресс-масленка
Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе охлаждения создается центробежным насосом (рис. 35).
Из нагнетательного патрубка насоса через каналы в крышке шестерен распределения жидкость под давлением поступает в водяные
рубашки правого и левого ряда цилиндров, затем в головки цилиндров и собирается в водосборных трубопроводах. В водяные рубашки
головок цилиндров жидкость подается по направляющим отверстиям, в первую очередь к наиболее нагревающимся местам — выпускным
клапанам и стаканам форсунок.
При прогреве холодного двигателя канал, соединяющий водосборные трубопроводы с радиатором, перекрыт клапаном термостата.
Охлаждающая жидкость циркулирует через перепускную трубку 7, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. По достижении
охлаждающей жидкостью температуры 80°С клапан термостата открывается, нагретая жидкость поступает в радиатор, где отдает
тепло потоку воздуха, создаваемому вентилятором, после чего снова идет к водяному насосу.
Производительность водяного насоса при номинальной частоте вращения, температуре охлаждающей жидкости 95°С, давлении
на входе в насос 20 кПа и сопротивлении внешней системы не более 30 кПа 300 л/мин.
|