Техническое обслуживание
Надежная работа двигателя и длительный срок его службы обеспечиваются своевременным проведением технического обслуживания.
Работы по техническому обслуживанию являются профилактическими, поэтому их выполняйте обязательно и в строго установленные
сроки.
Техническое обслуживание двигателя по периодичности и перечню выполняемых работ подразделяется на следующие виды.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)
выполняется один раз в сутки по окончании суточной работы.
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
производится через каждые 125 часов работы двигателя.
Второе техническое обслуживание (ТО-2)
производится через каждые 500 часов работы двигателя.
Техническое обслуживание установленного на машине двигателя производите одновременно с техническим обслуживанием машины,
но при этом периодичность его в часах должна быть не реже указанной в настоящей инструкции.
Ежедневное обслуживание
Проверьте работу двигателя.
Осмотрите двигатель, если необходимо, очистите его от пыли и грязи.
Проверьте уровень масла в поддоне .двигателя.
Заполните топливный бак топливом, не ожидая его охлаждения во избежание
конденсации паров воды.
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
Проверьте работу двигателя.
Очистите двигатель от пыли и грязи.
Слейте отстой из топливных фильтров грубой и тонкой очистки. Зимой отстой
сливайте ежедневно.
Промойте фильтр центробежной очистки масла.
Проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение ремней привода водяного
насоса, генератора и компрессора.
Промойте фильтрующий элемент и масляную ванну инерционно-масляного воздушного
фильтра.
Дополнительно через одно ТО-1:
Замените масло в системе смазки.
Промойте фильтр грубой очистки масла; при наличии на машине лампы светового
сигнализатора ее свечение на прогретом двигателе указывает на необходимость промывки фильтра ранее указанного срока.
Замените фильтрующий элемент фильтра грубой очистки топлива и промойте корпус
фильтра.
Фильтрующий элемент воздушного фильтра сухого типа обслуживайте по показаниям
индикатора засоренности, но не реже, чем через одно ТО-1.
Наполните смазкой полость подшипников водяного насоса.
Проверьте уровень масла в картере коробки передач.
Второе техническое обслуживание (ТО-2)
Проверьте работу двигателя.
Очистите двигатель от пыли и грязи.
Замените масло в системе смазки.
Промойте фильтр центробежной очистки масла:
Промойте фильтр грубой очистки масла.
6
.
Отрегулируйте натяжение приводных ремней.
Проверьте герметичность впускного тракта.
Замените элементы
фильтров грубой и тонкой очистки топлива.
Наполните смазкой полости подшипников водяного насоса, натяжного устройства, муфту и подшипники вала вилки выключения
сцепления.
Проверьте и, если необходимо, отрегулируйте угол опережения впрыска топлива.
Проверьте и, если необходимо, отрегулируйте свободный ход муфты выключения сцепления.
Дополнительно через одно ТО-2
Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры в клапанном механизме
газораспределения.
Снимите форсунки с двигателя и проведите их техническое обслуживание. Первое
обслуживание форсунок проведите при втором с начала эксплуатации ТО-1 (через 250 час работы).
Замените масло в коробке передач с промывкой картера, сетки и магнита.
При использовании масла МТ-16п смену масла производите при ТО-2.
Каждое четвертое ТО-2 производите техническое обслуживание стартера СТ-ЮЗА-01.
Техническое обслуживание стартера 25.3708 проводите через 3000 час работы двигателя.
После каждых 30000 км пробега автомобиля снимите генератор Г-273В с двигателя
и произведите его техническое обслуживание. Генератор Г-288Е обслуживайте первый раз после 150000 км пробега автомобиля.
После каждых 3000 часов работы двигателя снимите с двигателя топливный
насос высокого давления и проведите его техническое обслуживание.
Два раза в год проведите обслуживание первой ступени воздушного фильтра
сухого типа.
Осенью и весной заменяйте масло и топливо на соответствующие предстоящему
сезону, снимите для промывки поддон блока цилиндров и сетку заборника масляного насоса, промойте топливный бак.
При переходе на зимнюю эксплуатацию промойте систему охлаждения, удалите
накипь из водяной рубашки двигателя и проверьте исправность термостатов.
При переходе на зимнюю экспуатацию проведите обслуживание электрофакельного
устройства.
Регулировка двигателя
Регулировка натяжения ремней
Предохраняйте ремни от попадания масла и топлива, контролируйте их натяжение и, если необходимо; регулируйте его. Особенно
тщательно проверяйте натяжение ремней в первые 50 часов работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая вытяжка.
Натяжение ремней должно быть всегда нормальным, так
к
ак излишнее и недостаточное натяжение приводит к преждевременному выходу их из строя.
Рис. 44. Проверка натяжения ремня водяного насоса
Нормально натянутые ремни при нажатии на середину ветви с усилием 40 Н (4
кгс) должны прогибаться: ремень водяного насоса — на 7—12 мм, ремень
компрессора— на 6—10 мм на короткой ветви (рис. 45), ремни привода генератора —
на 10—15 мм (рис. 46). Если ремни прогибаются больше или меньше указанного,
отрегулируйте их натяжение.
Рис. 45. Проверка натяжения ремня компрессора
Натяжение ремня водяного насоса регулируйте прокладками.. Для натяжения ремня отверните гайки крепления боковины шкива
и снимите одну-две регулировочные прокладки (рис. 47). Прокладки поставьте на наружную сторону боковины и последовательно,
в несколько приемов, заверните гайки, проворачивая шкив после подтяжки каждой гайки. Затем проверьте правильность натяжения
ремня. При замене старого ремня новым все прокладки поставьте между ступицей и съемной боковиной шкива и отрегулируйте натяжение
ремня, как указано выше.
Натяжение ремня компрессора регулируйте натяжным устройством. Перед регулировкой отверните контргайку на один оборот,
гайку крепления оси шкива натяжного устройства (рис. 48) на половину оборота, гайку болта-натяжителя (рис. 49) на два оборота.
Вращая болт-натяжитель (рис. 50), отрегулируйте натяжение ремня. После регулировки затяните гайку и контргайку крепления
оси моментом 120—150 Н• м (12— 15 кгс-м) и гайку болта-натяжителя моментом 10—20 Н• м (1—2 кгс•м); при большем моменте затяжки будет нарушена регулировка из-за перемещения оси шкива. Натяжение ремней
генератора регулируйте перемещением генератора относительно оси его крепления. Перед регулировкой отверните болты крепления
генератора, гайку крепления планки генератора и болт крепления генератора к планке. После регулировки надежно закрепите генератор.
При увеличенной вытяжке или обрыве хотя бы одного из ремней привода генератора замените комплектом оба ремня для обеспечения
равномерной нагрузки на них.
Рис. 46. Проверка натяжения ремня генератора
Рис. 47. Снятие регулировочных прокладок
Рис. 48. Отвертывание гайки крепления оси шкива
Рис. 49. Отвертывание гайки болта-натяжителя
Рис. 50. Вращение болта-натяжителя
Проверка и регулировка угла опережения впрыска топлива
Вращайте коленчатый вал двигателя по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) до совмещения меток на шкиве
коленчатого вала и крышке шестерен распределения или на маховике с указателем, соответствующих установочному углу Опережения
впрыска топлива: риска на шкиве коленчатого вала должна находиться против риски, соответствующей установочному углу 18°, на крышке шестерен
распределения (рис. 51) или риска «18» на маховике должна совпадать с указателем картера маховика (рис. 52).
Рис. 51. Совмещение рисок на шкиве коленчатого вала и крышке шестерен распределения:
1 — крышка шестерен распределения;
2—
шкив коленчатого вала;
а
— направление вращения коленчатого вала
Рис. 52. Совмещение рисок на маховике с указателем картера маховика:
1 — указатель картера маховика;
2 —
маховик;
3
— картер маховика;
а —
направление вращения коленчатого вала
Рис. 53. Проворачивание коленчатого вала за болт крепления шкива
Рис. 54. Проворачивание коленчатого вала ломиком за отверстия в маховике
Для двигателя ЯМЗ-238КМ установочный угол опережения впрыска равен 14°.
Вращать коленчатый вал можно ключом за болт крепления шкива коленчатого вала (рис. 53) или ломиком за отверстия в маховике
(рис. 54) при снятой крышке люка картера маховика.
Рис. 55. Привод топливного насоса высокого давления:
1 — топливный насос высокого давления;
2
— указатель;
3
— муфта опережения впрыска;
4.6—
пластины
привода;
5
— ведущая полумуфта: 7 — фланец полумуфты; а — выступ фланца
Рис. 56. Вывертывание болтов крепления муфты привода топливного насоса
Рис. 57. Устройство моментоскопа:
1 — стеклянная трубка;
2
— переходная трубка;
3 —
отрезок топливопровода высокого давления;
4 —
шайба;
5 —
накидная гайка
В момент совмещения меток, показанных на рис. 51 и 52, должны совместиться метка на торце муфты 3 (рис. 55) опережения
впрыска с риской на указателе
2.
Если метки не совместились, отверните две гайки, как показано на рис. 55, или, в
зависимости от конструкции привода, два болта (рис. 56), и поворотом муфты опережения впрыска За счет овальных отверстий
на приводе совместите указанные на рис. 55 метки.
Не сбивая совмещенного положения меток, затяните гайки (рис. 55) или болты (рис. 56) привода и, провернув коленчатый
вал, проверьте правильность установки-угла опережения впрыска.
Установку угла опережения впрыска можно производить по моментоскопу. Моментоскоп (рис. 57) установите на штуцер первой
секции топливного насоса высокого давления, отвернув предварительно накидную гайку и сняв трубку высокого давления.
Установите скобу
2
(рис. 40) регулятора в положение включенной подачи.
Прокачайте топливом систему питания двигателя, для чего отверните рукоятку ручного подкачивающего насоса и, двигая ее
вверх-вниз, прокачивайте систему в течение 2—3 минут, после чего рукоятку наверните до упора.
Вращайте коленчатый вал двигателя (рис. 53 или 54) до появления топлива в стеклянной трубке моментоскопа. Вылейте излишки
топлива из стеклянной трубки моментоскопа, встряхнув ее пальцем.
Проверните коленчатый вал против хода примерно на 1/8 оборота. Затем, медленно поворачивая по часовой стрелке коленчатый
вал двигателя, внимательно следите за уровнем топлива в стеклянной трубке. В момент начала движения топлива в трубке прекратите
вращение вала и проверьте взаимное расположение меток, которые должны располагаться, как показано на рис. 51 и 52 (для двигателя
ЯМЗ-238КМ — на риске 14°).
Если в момент начала движения топлива в трубке риски не совпали, проверните коленчатый вал по ходу вращения на 1/4—1/3
оборота, отверните гайки (рис. 55) или болты (рис. 56) и отключите подачу топлива. Проверните коленчатый вал двигателя против на правления вращения
на 1/2 оборота, включите подачу топлива и, медленно проворачивая коленчатый вал по ходу вращения, определите начало движения топлива в моментоскопе.
Удерживая муфту опережения впрыска от проворачивания, установите коленчатый вал в положение, соответствующее установочному
углу опережения впрыска 18° (для ЯМЗ-238К—14º).
Если величина угла опережения впрыска была больше установочного, коленчатый вал проверните по направлению вращения, если
меньше, то против направления вращения так, чтобы риски на шкиве и крышке разошлись на 15—20°, после чего, проворачивая коленчатый
вал по направлению вращения, совместите риски и затяните крепежные детали.
Проверьте установку угла опережения впрыска. Несовпадение рисок должно быть не более одного деления или Г поворота коленчатого
вала.
Проверьте наличие масла в муфте опережения впрыска, при необходимости долейте масло. Для контроля установите муфту отверстиями
в верхнее положение и выверните пробки. При медленном повороте муфты на 70° из одного отверстия должно начать вытекать масло.
После доливки масла пробки заверните.
Регулировка клапанного механизма
Тепловой зазор в клапанном механизме обеспечивает герметичность посадки клапана на седло и компенсирует тепловое расширение
деталей механизма при работе двигателя. Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой
и регулируется в пределах 0,25—0,30 мм. При проверке на двигателе из-за биения сопрягаемых деталей распределительного механизма
тепловые зазоры после проворачивания коленчатого вала, должны укладываться в пределы 0,20—0,40 мм.
Тепловые зазоры регулируйте на холодном двигателе или не ранее чем через 15 минут после его остановки.
При регулировке клапанного механизма и повторной проверке тепловых зазоров коромысла клапанов рекомендуется прижать:
— на головке правого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к торцу оси, впускных клапанов— к стопорному кольцу;
— на головке левого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к стопорному кольцу, впускных клапанов — к торцу оси.
Выпускные клапаны правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров — к маховику.
Последовательность регулировки:
Выключите подачу топлива.
Отверните барашки крепления крышек головок цилиндров и снимите крышки.
Проверьте динамометрическим ключом момент за тяжки болтов крепления осей
коромысел (рис. 58), ко торый должен быть 120—150 Н•м (12—15 кгс•м).
Рис. 58. Проверка затяжки болтов крепления осей коромысел
Вращая коленчатый вал по часовой стрелке (со стороны вентилятора) ключом за болт крепления шкива (рис. 53) или ломиком
за отверстия в маховике (рис. 54) и внимательно наблюдая за движением впускного клапана первого цилиндра, установите момент,
когда он полностью поднимется (то есть полностью закроется), после чего проверните вал еще на 1/4—1/3 оборота. В это время
в первом цилиндре происходит такт сжатия и оба клапана этого цилиндра закрыты.
Вставив щуп в зазор между торцом клапана и носком коромысла, проверьте зазоры
у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и, если необходимо, отрегулируйте их в пределах 0,25—0,30 мм.
Для регулировки зазоров отверните контргайку регулировочного винта (рис. 59),
вставьте в зазор щуп и, вращая винт отверткой, установите требуемый зазор (рис. 60). Придерживая винт отверткой, затяните
контр гайку и проверьте величину зазора. При правильно от регулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком
нажиме, а толщиной 0,30 мм — с усилием.
Рис. 59. Отвертывание контргайки регулировочного винта
Рис. 60. Регулировка зазора клапанного механизма
Для регулировки зазоров клапанного механизма следующего цилиндра проверните коленчатый вал в направлении вращения
до момента полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно проверните еще на 1/4—1/3 оборота. Регулировку
зазоров в каждом цилиндре производите, как указано в пп. 5 и 6.
Клапанные зазоры рекомендуется регулировать в порядке работы цилиндров: для двигателя ЯМЗ-236М: для восьмицилиндрового двигателя: 1—4—2—5—3—6; 1—5—4—2—6—3—7—8.
После регулировки зазоров пустите двигатель и прослушайте его работу. При
появлении стука клапанов остановите двигатель и вновь проверьте зазоры.
Установите и закрепите крышки головок цилиндров, проверьте состояние прокладок.
В месте прилегания крышек масло не должно подтекать.
|