Техническое обслуживание системы охлаждения
От исправной работы системы охлаждения в значительной степени зависят экономичность, надежность, срок службы и другие
показатели двигателя.
Для обеспечения нормальной работы двигателя выполняйте следующие требования:
Заполняйте систему охлаждения чистой мягкой водой. Жесткую воду умягчайте
и подвергайте отстаиванию.
Заливайте воду через воронку с сеткой, пользуясь чистой посудой.
Следите за температурой охлаждающей жидкости, поддерживая ее в пределах
75—98°С.
Во избежание появления деформаций головок и рубашки блока цилиндров воду
в систему охлаждения прогретого двигателя доливайте постепенно и обязательно при работающем двигателе.
Регулярно промывайте систему охлаждения двигателя чистой водой с помощью
специального промывочного пистолета, а при отсутствии его — сильной струей чистой воды, желательно пульсирующей.
Меняйте воду возможно реже для предупреждения преждевременного загрязнения
системы охлаждения накипью и осадками. Систематически удаляйте накипь из системы охлаждения.
Регулярно, в соответствии с «Таблицей смазки», пополняйте смазкой полость
подшипников водяного насоса механическим или ручным солидолонагнетателем через пресс-масленку
2
(рис. 86) на корпусе
насоса до появления свежей смазки из верхнего контрольного отверстия
1.
Смазки типа солидола применять не рекомендуется, так как они при работе насоса плавятся и вытекают.
Следите за исправностью сальникового уплотнения крыльчатки водяного насоса, имея в виду, что вода, просочившаяся в подшипники водяного насоса, выводит их из строя.
О неисправности сальникового уплотнения свидетельствует течь воды из дренажного отверстия (рис. 87) на корпусе водяного насоса,
закупоривать которое нельзя.
Насос с неисправным сальником подлежит ремонту.
Рис. 86. Водяной насос:
1 — верхнее контрольное отверстие; 2 —пресс-масленка
Р
и
с. 87. Дренажное отверстие
Рис. 88. Упругая муфта вентилятора
При нарушении температурного режима проверьте исправность термостатов и их прокладок.
Температура начала открытия основного клапана термостата должна быть 80±2°С (указана на корпусе термостата). Температура
конца активного открытия клапана 93±2°С. Клапан должен открываться полностью, перемещаясь на высоту 8 мм от его седла. Неисправный
термостат замените новым.
При эксплуатации двигателя следите за состоянием упругой муфты и не допускайте работы двигателя с муфтой, имеющей
разрушение резинового элемента (рис. 88).
Удаление накипи из системы охлаждения
Накипь из системы охлаждения рекомендуется удалять с помощью раствора технического трилона Б (ТУ 6-01-634—71) в воде
концентрации 20 г трилона на 1 л воды. Трилон — порошок белого цвета, не ядовит, легко растворяется в воде, не вызывает вспенивания
воды при ее нагреве и кипячении. Излишнее количество трилона не вредит деталям системы охлаждения.
Раствор трилона заливайте в систему охлаждения После одного дня работы двигателя (не менее 6—7 часов) отработанный раствор
слейте и залейте свежий. Промывку продолжайте в течение четырех-пяти дней. После окончания промывки в систему охлаждения
залейте воду, содержащую 2 г/л трилона.
При отсутствии трилона Б накипь из системы охлаждения допускается удалять раствором, состоящим из кальцинированной (стиральной)
соды в количестве 0,5 кг на 10 л воды и керосина 1,0 кг на 10 л воды. Раствор залейте в систему охлаждения на 24 часа, из
которых двигатель не менее 8 часов должен работать на эксплуатационном режиме, после чего слейте раствор в горячем состоянии,
а после охлаждения двигателя промойте систему охлаждения водой.
|