Техническое обслуживание электрооборудования
Во время эксплуатации предохраняйте агрегаты электрооборудования от попадания на них масла и топлива, а также воды при
мойке двигателя.
Генератор
При каждом ТО-2 проверяйте крепление проводов к клеммам генератора и реле-регулятора, натяжение ремней привода генератора,
крепление генератора к двигателю и шкива на валу генератора и очищайте генератор, от пыли и грязи.
Внимание!
Запрещается на автомобиле пуск двигателя при от
ключенном плюсовом проводе генератора; это приведет
к
возникновению на генераторе повышенного напряже
ния, опасного для кремниевых выпрямителей.
При длительных стоянках автомобиля отключайте
выключатель массы во избежание разряда аккумуля
торных
батарей через обмотку возбуждения генератора.
Во избежание выхода из строя генераторной установки запрещается:
отключение провода от плюсового вывода генератора или отключение батареи выключателем массы при работающем генераторе; проверка исправности генераторной установки путем замыкания клемм «+», «В», «О» перемычками на массу и между собой.
При установке аккумуляторных батарей на автомобиль и их подключении строго соблюдайте полярность («+> в цепь, «—>
на массу).
Проверку натяжения приводных ремней и надежности подключения проводов к генераторной установке проводите при неработающем
двигателе и отключенной аккумуляторной батарее.
Техническое обслуживание проводите в следующем объеме:
Снимите генератор с двигателя и очистите его от пыли и грязи. Перед снятием
генератора отключите выключатель массы, так как клемма «плюс» генератора находится под напряжением. При необходимости генератор разберите. Разборку генератора производите только в специальной мастерской, располагающей необходимыми инструментами
и измерительными приборами.
Проверьте высоту щеток и давление щеточных пружин. Высота щеток должна быть
не менее 8 мм от пружины до основания щетки. Изношенные щетки, а при необходимости и щеткодержатель, замените. При замене
щеток проверьте состояние контактных колец; при необходимости кольца проточите. Следует иметь в виду, что минимально допустимый
диаметр контактных колец после проточки составляет 29,3 мм.
Внимательно осмотрите шарикоподшипники; при наличии дефекта шарикоподшипники
замените.
Соберите генератор.
Проверьте электрические параметры генератора.
Разборка и сборка генераторной установки Г-273В
Снимите генераторную установку с двигателя, очистите от пыли и грязи и разберите в следующем порядке.
Отсоедините вывод от клеммы «О» генератора.
Отверните два винта крепления щеткодержателя к крышке и выньте щеткодержатель
с ИРН в сборе.
Отверните два винта крепления щеткодержателя и ИРН к кожуху.
Отверните три винта крепления крышки шарикоподшипника.
Отверните четыре стяжных винта и снимите крышку со стороны контактных колец
вместе со статором (при необходимости используйте съемник).
Отсоедините гайки крепления фазных выводов от выпрямительного блока; статор
отделите от крышки.
Для отделения выпрямительного блока от крышки отверните гайку плюсового
вывода и три винта крепления блока к крышке.
Отверните гайку крепления шкива и снимите шкив и вентилятор. Извлеките шпонку
и снимите упорную втулку.
Снимите с вала крышку со стороны привода с помощью съемника, используя
резьбовые отверстия на крышке.
Сборку генератора производите в порядке, обратном разборке. .
Проверка электрических параметров
Проверку электрических параметров производите на универсальном стенде по схеме, приведенной на рис. 89, при отсоединенном
нулевом выводе обмотки статора от нулевого вывода регулятора. Генератор должен соответствовать данным, указанным в разделе
«Техническая характеристика генератора Г-273В».
Замыканием включателя S
1
через клемму «О» к обмотке возбуждения подводится питание от источника постоянного
тока напряжением 14 В. Выключателем S
4
к клемме «В» генератора подключается аккумуляторная батарея напряжением
25± 1 В. Выключатель S
3
разомкните, напряжение на выходе генератора поддерживайте
28 В. Испытание при положениях посезонной регулировки «Лето и «Зима» проводите при замкнутых включателях S
1
,
S
2
, S
4
в комплекте с аккумуляторной батареей при токе нагрузки 10 А, частоте вращения ротора 3500±200
об/мин.
Рис. 89. Схема для проверки электрических характеристик:
R
1
— подпиточное сопротивление: R
2
— сопротивление посезонной регулировки; R
3
— сопротивление нагрузки; G — источник постоянного тока;
GB
— аккумуляторная батарея:
А —
амперметр;
V
1
. V
2
.
V
3
— вольтметр: R
1
R
2
.
R
4
— выключателя:
S, —
переключатель посезонной регулировки
Разборка и сборка генератора Г-288Е
Отверните два винта крепления щеткодержателя и снимите его.
Отверните три стяжных болта и снимите крышку со стороны контактных колец
вместе со статором.
Через вентиляционные окна крышки отверните гайки крепления фазных болтов
от выпрямительного блока и отделите статор от крышки.
Отделите выпрямительный блок от крышки, для чего отверните гайку плюсового
вывода и три винта крепления блока к крышке.
Отверните гайку крепления шкива, снимите шкив и вентилятор.
Извлеките шпонку и снимите упорную втулку.
С помощью съемника снимите с вала ротора крышку со стороны привода.
Сборку генератора производите в обратном порядке. Момент затяжки гайки шкива 60—80 Н • м (6—8 кгс • м).
Контрольная проверка генератора Г-288Е
В процессе эксплуатации, при необходимости, генератор может быть проверен. Для проверки вольтметр класса не ниже 1,5
подключите по схеме, показанной на рис. 90. Проверку осуществляйте при включенной аккумуляторной батарее. Пустите двигатель
и установите среднюю частоту вращения (около 2000 об/мин для генератора). После 10 мин работы двигателя подключите нагрузку:
регулируемое напряжение должно быть 27,6—29,2 В.
1
2
Рис. 90. Схема для проверки генератора Г-288:
1 — генератор;
2 —
выпрямительный блок:
3
— фильтры радиопомех;
4 —
регулятор напряжения:
Д
1
,. Д
2
…—
диоды блока
В условиях повседневной эксплуатации проверку можно провести упрощенно по амперметру. Если стрелка амперметра при работающем
двигателе и включенных потребителях стоит на нуле или указывает незначительный ток разряда, не следует делать вывод о неисправности
системы, прежде всего проверьте натяжение ремня. Чтобы убедиться в исправности системы электрооборудования, достаточно остановить двигатель, не отключая потребителей. Если система исправна, то амперметр покажет
разряд; при повторном пуске двигателя стрелка амперметра покажет заряд на средних оборотах.
Рис. 91. Схема проверки электрических характеристик
генератора Г-288Е на стенде:
1 — генератор; 2 — нагрузка;
3
— добавочное сопротивление;
4
— аккумуляторная батарея
Рис: 92. Крепление генератора на двигателе:
1 — генератор
;
3.
7— болты;
3 —
гайки
;
4
— кронштейн;
5
— шайба;
6
— палец:
8 — пружинная шайба
При обнаружении неисправностей в системе электрооборудования или после ремонта генератора проведите контрольную проверку
генератора на специальном стенде, обеспечивающем плавное изменение скорости вращения ротора генератора до 5000 об/мин по
схеме на рис. 91. Если генератор исправен, то все параметры соответствуют «Технической характеристике генератора Г-288Е».
Установка генератора на двигатель
Перед установкой генератора на двигатель выключите выключатель массы.
Генератор устанавливайте на кронштейне, имеющем разрезное отверстие. Установку генератора производите в следующем порядке:
вставьте палец
6
(рис. 92) в отверстие задней крышки генератора и закрепите гайкой
3
с шайбами
5
и
8;
установите генератор на кронштейн
4
так, чтобы палец вошел в разрезное отверстие кронштейна;
вставьте болт 2 в отверстие передней лапы генератора и вверните его в отверстие кронштейна, не затягивая.
Отрегулируйте натяжение ремней привода генератора, после чего надежно закрепите генератор на двигателе.
Схема подключения генераторной установки Г-273В в электросхему автомобиля приведена на рис. 93.
Рис. 93. Схема подключения генератора Г-273В на автомобиле:
Я120М — интегральный регулятор напряжения; R
1
— подпиточное сопротивление типа 1ПЭВ-10, 75 Ом; R
2
— сопротивление посезонной регулировки; S
1
— переключатель посезонной регулировки; R
3
— потребители
электроэнергии; ВМ — выключатель пассы; ВК —замок-выключатель; РА —амперметр
Стартер
Периодически проверяйте надежность присоединения наконечников в электропроводке стартера, очищайте наконечники проводов
и клеммы аккумуляторной батареи от налетов окислов и грязи.
Разборку и регулировку стартера можно производить только по истечении гарантийного срока в специализированной мастерской,
располагающей всеми необходимыми инструментами и измерительными приборами.
Техническое обслуживание стартера производите в указанном ниже объеме:
Снимите стартер с двигателя.
Снимите защитную ленту стартера СТ-103А-01; у стартера 25.3708 снимите крышку
коллектора и траверсу.
Осмотрите коллектор, рабочая поверхность которого должна быть гладкой и
не иметь подгоревших мест. В случае загрязнения или незначительного подгара коллектор протрите чистой тряпкой, смоченной
в бензине. Оставшуюся после этого грязь или подгар зачистите мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Если подгар не устранен
зачисткой — разберите стартер и проточите коллектор на станке с последующим шлифованием до чистоты R
a
= l,25.
Минимально допустимый диаметр коллектора 56,05 мм.
Проверьте высоту и состояние щеток. Щетки должны свободно перемещаться
в щеткодержателях и не иметь чрезмерного износа. Щетки, изношенные по высоте до 14. мм, замените. Высоту щетки замеряйте
от места касания пружины до притертой рабочей поверхности.
Проверьте затяжку винтов, крепящих наконечники щеточных канатиков к щеткодержателям;
при необходимости подтяните их.
Проверьте состояние контактной системы реле стартера. При подгорании рабочих
поверхностен контактных болтов
2
(рис. 94) и диска / их следует зачистить мелкозернистой шлифовальной шкуркой, сняв
неровности, вызванные подгоранием, не нарушая при этом параллельности контактной поверхности. При значительном износе контактные
болты поверните вокруг оси на 180°, а контактный диск переверните на другую сторону, предварительно зачистив эту поверхность шлифовальной мелкозернистой
шкуркой.
Рис. 94. Проверка состояния контактной системы реле:
1 — контактный диск;
2 —
контактные болты
Проверьте свободную с качкой посадку контактно го диска на штоке якоря
реле.
Проверьте надежность крепления реле к корпусу стартера, при необходимости подтяните крепежные болты и законтрите их замковыми шайбами.
Осмотрите состояние вкладышей подшипников в крышке со стороны привода и в крышке со стороны коллектора. При износе
вкладышей в крышке со стороны привода до диаметра 19,615 мм и в крышке со стороны коллектора до 18,105 мм их замените.
После запрессовки и расточки внутренние диаметры вкладышей должны быть: в крышке привода 19,5
+004
S
мм, в крышке коллектора 18+
0
-
035
мм.
Вывернув пробки, залейте в масленки по 10 капель моторного масла, после чего
пробки заверните.
Очистите привод стартера от грязи, шестерню стартера 25.3708 вдвиньте в корпус
привода, залейте в корпус привода моторное масло, сделайте 5—10 движений шестерни вдоль вала, после чего масло вылейте.
Указанную операцию повторите 2—3 раза и залейте масло в корпус привода.
Разборка и сборка стартера СТ-10ЗА-01
Выверните стяжной винт и снимите защитную ленту.
Отверните винты крепления щеточных канатиков и, приподняв щеточные пружины,
выньте щетки.
Расшплинтуйте и выньте штифт, соединяющий пластины
3
(рис. 95) с
рычагом привода.
Отверните гайки с выводных болтов и снимите шину.
Рис. 95. Проверка замыкания контактов реле:
1
— реле стартера;
2
— регулировочный винт:
3
— соединительные пластины; 4 —шестерня стартера; 5 — прокладка;
6 —
упорное кольцо
Отверните и выньте две стяжные шпильки.
Снимите крышку со стороны коллектора.
Отсоедините корпус от крышки со стороны при вода.
Выверните четыре болта крепления среднего подшипника.
Выньте якорь вместе с приводом из крышки.
Снимите два сухаря и упорное кольцо
6.
Снимите привод с вала якоря.
Сборку стартера производите в порядке, обратном разборке. Перед сборкой смажьте резьбу и шейки вала якоря и втулку барабана
смазкой ЦИАТИМ-203 (ГОСТ 8773—73), остальные трущиеся поверхности — индустриальным маслом И-40А (ГОСТ 20799—75).
Выньте фальцы, при необходимости замените их, перед закладкой пропитайте моторным маслом, применяемым для смазки двигателя.
Регулировка реле стартера
Соберите электрическую цепь в соответствии с рис. 100, для чего выводную клемму обмоток реле стартера подключите к клемме
« + » 24-вольтовой аккумуляторной батареи, а массу стартера — к клемме «—». Для контроля замыкания контактов подключите 24-воль-товую
лампочку
4.
Между шестерней
4
и упорным коль
цом
6
на валу стартера установите поочередно прокладки 5 толщиной «А», равной 16 мм и 11,7 мм. Реле стартера включите
на номинальное напряжение 24 В, а шестерню прижмите к прокладке. При прокладке толщиной 16 мм контакты реле не должны замыкаться,
лампочка не должна гореть. При прокладке толщиной 11,7 мм контакты должны замкнуться, лампочка должна загореться.
Если при установке прокладки толщиной 16 мм лампочка загорится, то вверните глубже регулировочный винт
2
в якорь
реле. Если лампочка не загорится при установке прокладки толщиной 11,7 мм, регулировочный винт несколько выверните из якоря
реле. Для подрегулировки отсоедините пластины
3
от рычага, расшплинтовав и вынув штифт. После подрегулировки пластины
снова присоедините к рычагу.
Разборка и сборка стартера 25.3708
Отверните гайки крепления на крышке коллектора.
Отверните гайки с выводных болтов и снимите шину.
Отверните и выньте две стяжные шпильки.
Снимите крышку со стороны коллектора.
Отверните винты крепления щеточных канатиков и, приподняв щеточные пружины,
выньте щетки из щеткодержателей, отсоедините выводы катушек от щеткодержателей.
Снимите траверсу.
Отверните винты крепления кожуха, отсоедините реле от корпуса и снимите
его вместе с кожухом.
Снимите корпус вместе с катушками возбуждения.
9: Отверните шесть винтов и снимите крышку при вода.
Выньте якорь из корпуса привода.
Выньте привод из корпуса.
Отверните винты крепления оси рычага и вынь те ось из посадочных отверстий корпуса
и рычага.
Выньте рычаг.
Отверните винты крепления шайбы и снимите шайбу.
Выньте сальник из корпуса привода.
Сборку стартера проводите в порядке, обратном разборке. Перед сборкой смажьте шлицы и шейки вала якоря, шайбу между железом
якоря и корпусом привода, упорную шайбу смазкой ЦИАТИМ-203 (ГОСТ 8773—73) или Литол-24 (ГОСТ 21150—75). Выньте
фальцы, при
необходимости замените их и перед закладкой пропитайте моторным маслом, применяемым для смазки двигателя.
При необходимости замените при сборке замковые шайбы, уплотнительные кольца, уплотнительные шайбы и прокладки.
Регулировка реле стартера 25.3708
Плюсовую клемму аккумуляторной батареи соедините с выводным болтом
3
(рис. 96), минусовую клемму — с «массой»
стартера. Включатель стартера соедините с клеммой
6
реле стартера. Для контроля замыкания реле подсоедините 24 В лампочку
4.
Поставьте прокладку
2
(рис. 97) толщиной 23 мм на вал якоря между шестерней 1 и упорной шайбой
3.
Контакты
реле при этом должны быть разомкнуты и лампочка не гореть. Снимите прокладку и отрегулируйте зазор между втулкой привода и упорной шайбой при включенном реле до l
+l,5
мм.
Рис. 96. Схема проверки замыкания контактов реле: 1 — электродвигатель стартера;
2 —
клемма подключения перемычки
стартера к реле;
3
— выводной болт подключения аккумуляторной батареи к реле;
4
— контрольная лампочка; 5 —
выключатель; 6 — клемма подключения провода от выключателя к обмоткам реле
Зазор регулируйте при включенном реле путем поворачивания оси рычага с диском
4;
при этом выемка «А» на диске
должна быть ниже его горизонтальной оси «Б». Контакты реле должны быть замкнуты, и лампочка
4
(рис. 96) гореть.
Установка стартера на двигатель
Установите стартер до упора его фланца в картер маховика так, чтобы направляющий штифт на блоке цилиндров вошел в паз
стартера. Затяните стяжные хомуты стартера моментом 30 Н•м (3 кгс•м), после чего произведите пять пусков или прокруток двигателя
стартером. Затем подтяните хомуты моментом 30 Н•м (3 кгс•м) и законтрите стяжные болты.
Рис. 97. Проверка замыкания контактов реле стартера 25.3708 1 — шестерня стартера;
2—
прокладка;
3 —
упорная
шайба; 4-диск оси рычага
|