Особенности разборки и сборки двигателя
Демонтаж и монтаж головки цилиндров
Головку цилиндров следует снимать только для устранения неисправностей деталей цилиндро-поршневой группы, прокладки головки
цилиндров, клапанов или для замены самой головки. Головку цилиндров снимайте в следующем порядке:
Рис. 98. Отвертывание гайки скобы крепления форсунки
- слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя;
- отсоедините от головки все трубопроводы, защитите их внутренние полости от попадания пыли и грязи;
- снимите крышку го- ловки цилиндров;
- отверните гайки скоб крепления форсунок (рис. 98) и снимите форсунки (рис. 99), предохраняя распылители от ударов и засорения отверстии;
- отвернув болты крепления осей коромысел, снимите оси коромысел
вместе с коромыслами и извлеките штанги.
- отверните гайки крепления головки цилиндров, соблюдая ту же последовательность, что и при затяжке;
- снимите головку цилиндров с двигателя и про верьте ее состояние, обратив внимание на герметичность
заглушек;
- если необходимо, снимите осторожно прокладку головки цилиндров, избегая ее
повреждений;
- проверьте состояние гильз цилиндров и закройте цилиндровые отверстия,
чтобы предохранить их от попадания пыли и грязи.
Рис. 99. Снятие форсунки
Головку цилиндров устанавливайте в обратном порядке. Перед установкой протрите чистой ветошью привалочные плоскости
блока, бурты гильз цилиндров и головки цилиндров, прочистите от нагара отверстия под установку распылителей форсунок. Обратите
внимание на правильность установки прокладки головки цилиндров на штифты и окантовок прокладок—на бурты гильз цилиндров.
Повторное использование прокладки головки цилиндров допускается при отсутствии следов прорыва газов и разрушения окантовок
газового стыка.
Гайки крепления головки цилиндров затягивайте в порядке возрастания номеров, как показано на рис. 100, моментом 220—240
Н•м (22—24 кгс•м). После первой затяжки повторной операцией проверьте требуемый крутящий момент на каждой гайке, соблюдая
указанную последовательность. Нельзя затягивать гайки моментом большим, чем указано, т. к. это неизбежно приведет к разрушению
окантовок прокладок головок цилиндров и прогару самих прокладок.
Рис. 100. Последовательность затяжки гаек крепления головок цилиндров двигателей:
а— ЯМЗ-236М;
б —
ЯМЗ-238М
Притирка клапанов
Перед началом притирки очистите головки цилиндров от масла и нагара и нанесите метки на тарелки клапанов, чтобы при сборке
обязательно установить их по своим седлам. Снимите клапаны с помощью приспособления, изображенного на рис. 101. Головку цилиндров
без форсунок, коромысел и осей коромысел установите на плиту так, чтобы обеспечить упор для клапанов. Упорный винт
1
приспособления
вверните в отверстие болта крепления оси коромысла, нажимную тарелку
2
приспособления поставьте на тарелку пружины
клапана и, нажимая на рукоятку
3
рычага приспособления, отожмите пружину клапана, выньте сухари тарелки клапана, разберите
пружинный механизм, поднимите головку цилиндров и выньте клапаны.
Клапаны и их седла тщательно очистите от нагара, промойте в керосине и осмотрите для определения степени ремонта. Восстановить
герметичность клапана притиркой при наличии незначительных износов и мелких раковин на фасках можно в том случае, если тарелка
клапана не покороблена и нет прогаров на фасках клапана и седла. При наличии этих дефектов притирке должны предшествовать шлифовка седел и клапанов или замена неисправных клапанов новыми.
Рис. 101. Приспособление для снятия и установки клапанов газораспределения: 1 — упорный винт;
2—
нажимная тарелка:
3 —
рукоятка
Для притирки клапанов используйте специальную притирочную пасту, приготовленную путем тщательного перемешивания 1,5 частей
(по объему микропорошка зеленого карбида кремния 63С-М28 ОСТ 2-144-71 с одной частью моторного масла и 0,5 части дизельного
топлива. Перед употреблением притирочную смесь тщательно перемешивайте, так как при отсутствии механического перемешивания
микропорошок способен осаждаться.
Стержни клапанов смажьте чистым моторным маслом. Притирочную пасту наносите
в выточки на головке цилиндров, как показано на рис. 102, не менее чем на 90 по окружности выточки. Наличие пасты на торцах тарелок клапанов
не допускается. Процесс притирки состоит из возвратно-вращательного движения клапана при помощи специального приспособления
или дрели с присосом. Нажимая на клапан с усилием 20— 30 Н (2—3 кгс), поверните его на 1/3 оборота, затем в обратном направлении
на 1/4 оборота. После пяти двойных ходов клапан приподнимите для улучшения подачи притирочной пасты.
Рис. 102. Место нанесения притирочной пасты: а — притирочная паста
Рис. 103. Расположение матового пояска на седле головки цилиндров: а — правильное: б — неправильное;
В
— притертый
поясок; 1 — головка цилиндров; 2 — седло:
3
— клапан
Нельзя производить притирку круговыми движениями. Продолжайте притирку до тех пор, пока на фасках клапана и седла не
появится непрерывный матовый поясок «А» шириной не менее 1,5 мм (рис. 103). Разрывы матового пояска и наличие рисок на нем
не допускаются. При правильной притирке матовый поясок «А» на седле должен начинаться у основания большого конуса седла,
как показано на рисунке.
После окончания притирки клапаны и седла промойте керосином и вытрите насухо. Клапаны и пружины установите на свои места.
Качество притирки проверьте на герметичность керосином или дизельным топливом, заливая его поочередно во впускные и выпускные
окна. Хорошо притертые клапаны не должны пропускать керосин или дизельное топливо в течение одной минуты при повороте клапана
на любой угол. Допустима проверка качества притирки карандашом. Для этого поперёк фаски притертого клапана мягким графитовым
карандашом нанесите через равные промежутки 10— 15 черточек, после чего осторожно вставьте клапан в седло и, сильно нажимая,
поверните его на 1/4 оборота. Все черточки на рабочей фаске должны быть стерты.
При неудовлетворительных результатах проверки притирку повторите.
Замена поршневых колец
Для замены поршневых колец предварительно демонтируйте поршень с шатуном при снятых головке цилиндров и поддоне. Очистите
нагар с верхнего пояса гильзы цилиндра, что позволит поршню легко выйти из гильзы.
Отверните болты крепления крышки шатуна, снимите крышку и извлеките через цилиндр поршень в сборе с шатуном. Для отсоединения
шатуна от поршня выньте стопорные кольца поршневого пальца, нагрейте поршень в масляной ванне до 80° С и извлеките поршневой
палец.
Для снятия поршневых колец щипцы (рис. 104) наденьте на кольцо, введите губки
2
щипцов в замок кольца и, сжав до упора рукоятки
3
щипцов, осторожно выведите кольцо из канавки и снимите его с поршня (рис.105).
Рис. 104. Щипцы для снятия и надевания поршневых колец: 1 — поршневое кольцо;
2
— губки;
3 —
рукоятка
Установку поршневых колец производите в обратном порядке.
Осторожно очистите поршень от нагара, предохраняя его от повреждений (особенно торцовые поверхности канавок под поршневые
кольца). Перед сборкой детали тщательно промойте, а масляные каналы продуйте сжатым воздухом. Трущиеся поверхности при сборке
смажьте моторным маслом. Поршневой палец должен свободно входить в нагретый поршень. Не допускается запрессовка- пальца в
холодный поршень.
Для того, чтобы установить в гильзу цилиндра поршень в сборе с поршневыми кольцами и шатуном, предварительно сожмите
кольца, утопив их в канавки поршня. Для сжатия колец применяйте оправку (рис. 106) с конической внутренней поверхностью и
буртиком, позволяющим правильно сцентрировать оправку на гильзе цилиндра. Установив поршень в оправку, осадите его в гильзу
цилиндра.
Рис. 105. Снятие и надевание поршневых колец
Рис. 106. Оправка для установки поршня в гильзу цилиндра:
1
— гильза цилиндра;
2 —
блок цилиндров;
3
—оправка;
4
— поршневые кольца. 5 — поршень
При сборке поршня с шатуном и установке их на двигатель выполняйте следующие требования:
Поршень и гильза должны быть одинаковых раз мерных групп (таблица 1).
Компрессионные кольца устанавливайте скошенной стороной и клеймом «верх» к головке
поршня.
Замки соседних поршневых колец разведите в противоположные стороны в плоскость поршневого
пальца.
Поршень установите так, чтобы камера сгорания на поршне была смещена внутрь двигателя,
в сторону топливного насоса.
Грязь, заусеницы и забоины на шлицах шатуна и крышки не допускаются.
Клейма спаренности на шатуне и крышке должны быть одинаковыми.
Резьбу и опорные торцы головок болтов крепления крышек шатунов смажьте моторным маслом
и за тяните в два приема, начиная с длинного болта, сна чала моментом 100 Н • м (10 кгс • м), окончательно — моментом 200—220 Н • м (20—22 кгс • м).
Очистка полостей шатунных шеек
При каждом снятии коленчатого вала с двигателя для замены вкладышей очистите полости шатунных шеек, предварительно удалив
заглушки, которыми закрыты полости (рис. 107). Заглушки замените новыми, их повторное использование не допускается.
Рис. 107. Заглушки полостей шатунных шеек: 1— коленчатый вал; 2 — заглушки
Перед установкой новых заглушек запилите вспучивание металла у кромок отверстий от предыдущей раскерновки, промойте
вал и продуйте масляные каналы. Заглушки запрессуйте на глубину 5—6 мм и раскерните внутри отверстий в трех точках, равнорасположенных
по окружности, для предотвращения самопроизвольного выпрессовывания заглушек.
|