|
623459, Свердловская область, Каменск-Уральский, ул.Механизаторов, 25
(3439) 376-222, (3439) 376-597, (3439) 376-343, (3439) 376-598
[email protected]
|
|
|
|
|
|
|
Основные требования к перешлифовке шеек коленчатого вала
Шлифовку шеек коленчатого вала на ремонтные размеры производите в пределах размеров, указанных в таблице 2. При этом
обеспечьте выполнение следующих требований:
При перешлифовании шеек вала на ремонтные размеры обеспечьте плавный
радиус 6
-0,5
мм перехода от шеек к щекам без подрезов, прижогов, грубых рисок; шероховатость поверхностей шеек
не должна превышать 0,20 мкм, радиусов — 0,32 мкм.
Категорически запрещается перешлифовывание шатунных шеек с диаметра
88 мм на 85 мм и коренных шеек с диаметра 110 мм на 105 мм, т. к. снятие большого слоя металла приведет к образованию шлифовочных трещин, а из-за уменьшения толщины закаленного слоя снизится усталостная прочность коленчатого вала, что может привести
к его поломке в эксплуатации.
Величина радиусов осей всех кривошипов вала должна быть 70±0,12 мм.
Непараллельность осей средних коренных шеек относительно общей оси
крайних коренных шеек не должна превышать 0,010 мм, непараллельность осей шатунных шеек относительно общей оси крайних коренных шеек должна быть не более 0,015 мм.
Овальность, конусность, вогнутость и бочкообразность коренных и
шатунных шеек не допускайте более 0,010 мм.
Трещины на поверхности вала не допускаются. Отсутствие поверхностных
дефектов проверьте магнитным дефектоскопом с обязательным последующим раз магничиванием.
Установка коленчатого вала на двигатель
При установке коленчатого вала на двигатель обеспечьте соответствие размеров вкладышей подшипников размерам шеек вала
(см. таблицу 2).
Для облегчения установки маховика в правильное положение относительно коленчатого вала на ступице маховика двигателя
ЯМЗ-236М нанесена цифра «6», для двигателей ЯМЗ-238М —цифра «8», которые при сборке совместите с цифрой «2» на торце коленчатого
вала.
Крышки коренных подшипников не взаимозаменяемы; при их установке следите, чтобы клеймо на крышке соответствовало клейму
на блоке. Затяжку крышек коренных подшипников начинайте с вертикальных болтов и затягивайте их в два приема с крутящим моментом
после повторной затяжки 430—470 Н • м (43—47 кгс • м), затем затяните в два приема горизонтальные болты с окончательным моментом
затяжки 100—120 Н•м (10— 12 кгс•м).
Затяжку крышек коренных подшипников на двигателях выпуска до февраля 1975 года начинайте со средних болтов и заканчивайте
крайними. Затяжку производите в два приема: сначала затяните все болты с половинным усилием, затем с полным, крутящим моментом
300—320 Н • м (30—32 кгс • м).
Перед затяжкой заднего упорного, коренного подшипника выровняйте осевой зазор, для чего, слегка притянув болтами крышку
подшипника, перемещайте коленчатый вал взад-вперед в осевом направлении, выравнивая положение крышки. После затяжки болтов
проверьте щупом осевой зазор; он должен быть с обеих сторон крышки одинаковым.
Замена шестерни коленчатого вала
Шестерню коленчатого вала можно заменять, не снимая коленчатого вала с двигателя. При снятых шкиве и передней крышке
блока передний противовес и шестерню спрессуйте с помощью съемника.
Перед установкой шестерню и передний противовес нагрейте до температуры +105° С и последовательно подпрессовывайте их
до упора с помощью специального приспособления.
Разборка и сборка насосной секции топливного насоса высокого давления
При ремонте принимайте все меры предосторожности для предупреждения попадания пыли и грязи в насос.
Разборку насосной секции производите в следующем порядке:
- снимите боковую крышку и колпак рейки;
- при помощи специального рычага (рис. 108) сожмите пружину толкателя и. извлеките нижнюю тарелку
толкателя (рис. 109);
Рис. 108. Рычаг для снятия тарелки толкателя: 1 — рычаг;
2
— пружина толкателя;
3 —
тарелка толкателя
Рис. 109. Снятие тарелки толкателя
Рис. 110. Съемник седла нагнетательного клапана:
1 — седло нагнетательного клапана;
2
— оправка:
3
— втулка;
4
— эксцентрик;
5
— рукоятка
- отверните колпачковые гайки и снимите соедини тельные ниппели;
- снимите контрящие сухари,, выверните штуцеры и, пользуясь специальным съемником (рис. 110), извлеки
те из корпуса насоса седла вместе с нагнетательными клапанами. Для снятия наверните оправку
2
съемника на резьбу седла
/ нагнетательного клапана до упора втулки
3
в корпус насоса. Поворачивая эксцентрик съемника вверх, извлеките седло
нагнетательного кла пана (рис. 151);
Рис. 111. Снятие седла нагнетательного клапана
- выверните стопорные винты втулки плунжера и извлеките плунжерные пары из корпуса насоса;
- слегка сжав, выньте пружину из корпуса насоса вместе с верхней тарелкой, поворотной втулкой и зубчатым венцом;
- снимите толкатель из направляющей в корпусе. Насосную секцию собирайте в обратном порядке При сборке обратите внимание
на следующее:
- нагнетательный клапан с седлом, а также плунжерная пара являются прецизионными узлами, и заме на их может производиться
только комплектом;
- поворотную втулку с зубчатым венцом в сборе устанавливайте при среднем положении рейки (по отношению к корпусу насоса)
так, чтобы прорезь венца находилась в плоскости оси отверстия под стопорный винт в корпусе насоса, а средний зуб венца —
в средней впадине на рейке;
- устанавливайте плунжерную пару так, чтобы выступ плунжера, помеченный риской, был обращен в сторону стопорного винта
втулки;
- после затяжки стопорного винта втулки плунжера проверьте подвижность рейки и величину ее хода, который должен быть
не менее 25 мм; рейка должна перемещаться легко, без ощутимых затруднений;
- штуцер затягивайте моментом 100—120 Н•м (10—12 кгс-м), после затяжки каждого штуцера про верьте легкость перемещения
рейки.
После сборки топливный насос с регулятором отрегулируйте на стенде.
Проверку герметичности дренажной полости осуществляйте опрессовкой воздухом в следующем порядке:
— к резьбовому отверстию слива масла присоедини те трубку диаметром не более 8 мм, свободный конец
которой опустите в сосуд с топливом;
— к ввертышу дренажной полости насоса подведите сжатый воздух под давлением 50—70 кПа (0,5— 0,7 кгс/см
2
);
дренажная полость считается герметичной, если в течение 20 с не происходит выделение пузырьков воздуха из трубки в сосуде
с топливом;
— при выделении пузырьков воздуха выявите и уст раните причину дефекта, для чего снимите боковую крышку
топливного насоса высокого давления, подведи те воздух под давлением 50—70 кПа (0,5—0,7 кгс/см
2
) к ввертышу дренажной
полости насоса и погрузите насос в дизельное топливо; место негерметичности будет видно по выделению пузырьков воздуха.
Таблица 6
|
|
ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
|
|
|
Причина
|
Способ устранения
|
|
Двигатель не пускается
|
|
Стартер не проворачивает коленчатый вал или вращает его очень медленно
|
а) проверьте степень зарядки и исправность аккумуляторных батарей и, если необходимо, зарядите или замените
их;
|
|
|
б) проверьте контакты в. цепи питания стартера; при необходимости очистите и затяните клеммы проводов;
|
|
|
в) проверьте состояние контактов реле стартера, при наличии подгара зачистите контакты;
|
|
|
г) проверьте контактные соединения на аккумуляторной батарее, если необходимо, зачистите;
|
|
|
д) проверьте контакт щеток стартера с коллектором и отсутствие заедания щеток в щеткодержателях, если необходимо,
протрите и зачистите' коллектор, очистите боковые грани щеток, замените изношенные щетки новыми или замените неисправные
щеточные пружины;
|
|
|
е) при невозможности устранения дефекта замените стартер
|
|
Засорены топливопроводы или эаборник в топливном баке
|
Промойте заборник, промойте и продуйте топливопроводы
|
|
Замерзание воды в топливопроводах или на сетке заборника топливного бака
|
Осторожно прогрейте топливные трубки, фильтры и бак
|
|
Загустение топлива в трубопроводах
|
Замените топливо другим, соответствующим сезону, и прокачайте систему
|
|
Засорение фильтрующих элементов топливных фильтров
|
Замените фильтрующие элементы
|
|
Неправильный угол опережения впрыска топлива
|
Отрегулируйте угол опережения впрыска
|
|
Наличие воздуха в топливной системе
|
Прокачайте систему, устраните негерметичность
|
|
Не работает топливоподкачивающий насос
|
Разберите насос н устраните неисправность; при необходимости замените
|
|
Заедание рейки топливного насоса высокого давления
|
Отремонтируйте насос в мастерской или замените исправным
|
|
Затрудненное перемещение рейки топливного насоса из-за загустения смазки
|
Осторожно прогрейте топливный насос высокого давления
|
|
Двигатель не развивает мощности, дымит
|
|
Загрязнение воздушного фильтра
|
Промойте фильтрующий элемент
|
|
Засорение выпускного тракта
|
Прочистите выпускной тракт
|
|
Рычаг управления регулятором не доходят до болта максимальных оборотов
|
Проверьте и отрегулируйте систему рычагов и тяг
|
|
Наличие воздуха в топливной системе
|
Прокачайте систему питания топливом и устраните негерметичность
|
|
Неправильный угол опережения впрыска топлива
|
Отрегулируйте угол опережения впрыска
|
|
Неплотное прилегание клапанов газораспределения
|
Отрегулируйте тепловые зазоры клапанного механизма; при необходимости притрите клапаны
|
|
Нарушение регулировки или засорение форсунки
|
Отрегулируйте форсунку и, если необходимо, промойте и прочистите ее
|
|
Неисправность клапанов топливоподкачнвающего насоса
|
Промойте гнезда и клапаны насоса
|
|
|
Нарушение регулировки цикловых подач топливного насоса высокого давления
|
Отрегулируйте цикловые подачи топлива
|
|
Поломка пружин толкателей топливного насоса высокого давления
|
Замените пружины и отрегулируйте насос на стенде
|
|
Поломка пружины или негерметичность нагнетательных клапанов топливного насоса высокого давления
|
Замените пружину или устраните негерметичность клапана .
|
|
Ослабление крепления зубчатого венца втулки плунжера топливного насоса высокого давления
|
Затяните винт зубчатого венца и отрегулируйте насос на стенде
|
Зависание плунжера топливного насоса высокого давления
|
Замените плунжерную пару и отрегулируйте насос на стенде
|
Износ поршневых колец
|
Замените поршневые кольца при необходимости и гильзы цилиндров
|
Двигатель стучит
|
Ранний впрыск топлива в цилиндры
|
Отрегулируйте угол опережения впрыска топлива
|
Нарушена регулировка клапанного механизма
|
Отрегулируйте тепловые зазоры в клапанном механизме
|
Пониженное давление масла в системе смазки
|
Неисправен манометр
|
Замените исправным
|
Повышенная температура масла
|
Неисправность системы охлаждения масла
|
Разжижение масла топливом
|
Устраните подтекание топлива в сливной магистрали под крышками головок цилиндров, в резьбовых соединениях
форсунок и в местах присоединения топливопроводов к форсункам
|
Загрязнение фильтрующего элемента фильтра грубой очистки масла
|
Промойте фильтрующий элемент
|
Засорение заборника масляного насоса
|
Промойте заборник масляного насоса
|
Заедание плунжеров редукционного или сливного клапанов масляного насоса
|
Промойте, не разбирая, клапан; если необходимо, замените
|
Негерметичность соединений маслопроводов
|
Проверьте соединения, особенно прокладки фильтров отводящих и всасывающей трубок масляного насоса и прокладку
фланца фильтра центробежной очистки масла. Если необходимо, подтяните соединение или замените прокладку
|
Увеличение зазоров в коренных и шатунных подшипниках коленчатого вала в результате длительной эксплуатации двигателя
|
Направьте двигатель в ремонт для замены вкладышей подшипников коленчатого вала, а при необходимости — и
для шлифовки шеек вяла
|
Повышенная температура жидкости в системе охлаждения
|
Неисправен термометр
|
Замените термометр
|
Слабое натяжение или обрыв ремня водяного насоса
|
Натяните ремень, если необходимо, замените
|
Загрязнение внешней поверхности сердцевины радиатора
|
Очистите сердцевину радиатора
|
Заедание клапана тормоста-та в закрытом положении
|
Замените неисправный термостат
|
Наличие газов в водяной рубашке двигателя из-за разрушения прокладки головки цилиндров (признак — выбрасывание
воды через пароотводную трубку прн закрытой пробке радиатора)
|
Замените неисправную прокладку головки цилиндров
|
Чрезмерное отложение накипи в системе охлаждения
|
Промойте систему охлаждения
|
В систему смазки попадает вода
|
Разрушение прокладок головок цилиндров
|
Замените прокладку
|
Недостаточная затяжка стакана форсунки
|
Подтяните гайку крепления стакана форсунки
|
Подтекание по резиновым кольцам гильз цилиндров
|
Замените неисправные уплотнительные кольца
|
Трещины в головке или блоке цилиндров
|
Двигатель направьте в ремонт
|
Стук муфты опережения впрыска
|
Выброс масла из муфты через сальники
|
Сдайте муфту в мастерскую для замены сальника или добавляйте масло через отверстие на корпусе
муфты Заполните корпус муфты моторным маслом
|
Отсутствие масла в корпусе муфты
|
Стартер вращается с большой скоростью, но не проворачивает коленчатый вал
|
|
|
Поломка зубьев венца маховика
|
Замените венец маховика
|
|
Разогнут рычаг включения стартера
|
Исправьте рычаг рихтовкой
|
|
Поломан палеи рычага включения стартера
|
Замените рычаг новым
|
|
Реле стартера работает с перебоями (включает стартер и сейчас же выключает)
|
|
|
Обрыв удерживающей обмотки реле
|
Замените реле
|
|
Шестерня привода стартера систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе
реле
|
|
Сильно забиты торцы зубьев венца маховика или шестерни стартера
|
Замените неисправные венец маховика или шестерню стартера
|
|
Нарушена регулировка реле стартера Заедание шестерни стартера на валу из-за отсутствия или некачественной смазки
|
Отрегулируйте реле стартера
Очистите шлицы от грязи и смажьте консистентной смазкой .
|
|
Амперметр показывает разрядный ток при номинальных оборотах двигателя.
|
|
|
Пробуксовка ремней привода генератора.
|
Отрегулируйте натяжение ремней, убедившись в исправности шарикоподшипников генератора
|
|
Неисправен амперметр
|
Проверьте и при необходимости замените амперметр
|
|
Неисправность электропроводки
|
Найдите с помощью контрольной лампочки повреждение и устраните неисправность
|
|
Нет контакта между щетками и контактными кольцами генератора
|
а) проверьте состояние рабочей поверхности контактных колец если необходимо, протрите х/б салфеткой, смоченной
в бензине; если загрязнение не удаляется, кольца зачистите стеклянной шкуркой и протрите салфеткой;
|
|
|
б) проверьте отсутствие заедания щеток в своих направляющих, при необходимости снимите щеткодержатель, выньте
щетки и очистите их от щеточной пыли
|
|
Обрыв или плохой контакт в цепи возбуждения генератора
|
Проверьте целостность цепи возбуждения, щеточный узел, состояние пайки обмотки возбуждения к кольцам, состояние
проводки, при необходимости замените неисправные детали
|
|
Пробой кремниевого выпрямителя
|
Снимите выпрямитель и замените исправным
|
|
Шум подшипников генератора, сопровождающийся перегревом
|
|
|
Разрушение шарикоподшипников
|
Замените шарикоподшипники
|
|
Перегрев подшипников
генератора
|
|
Чрезмерное натяжение ремней привода генератора
|
Отрегулируйте натяжение ремней
|
|
Колебания нагрузки генератора
|
|
При исправности потребителей— пробуксовка ремней привода генератора
|
Устраните пробуксовку ремней
|
|
Недостаточен контакт в цепи Возбуждения
|
Проверьте целостность цепи возбуждения и надежность соединения в местах контактов, при необходимости зачистите
и затяните контакты
|
|
|
|