Возможные дефекты ДВС
Дефект коренных подшипников коленвала. Место прослушивания - зона 2. Характер шума - стук глухой, низкого
тона. Прослушивается наиболее отчётливо при резкой подаче топлива в момент перехода от оборотов холостого хода к максимальной
частоте вращения ДВС.
Дефект шатунных подшипников коленвала. Место прослушивания - зона 1. Характер шума - стук более звонкий,
чем у коренных подшипников, явно прослушивающийся при резком нажатии на педаль управления подачей топлива на холостом ходу.
При последовательном выключении из работы цилиндров стук пропадает у цилиндра, в области которого он прослушивается.
Несоответствующее состояние клапанов или несоответствующая регулировка тепловых зазоров клапанов. Место
прослушивания - зоны 3,4. Характер шума - отчетливый стук с более низкой частотой, чем у ЦПГ и КШГ.
Несоответствующее состояние распредвала, его подшипников или элементов привода механизма газораспределения,
за исключением распределительных звездочек, цепи. Место прослушивания - зона 4. Характер шума - отчетливый стук с бо лее
низкой частотой, чем у ЦПГ и КШГ.
Несоответствующее состояние цепи привода механизма газораспределения или распределительных звездочек.
Место прослушивания - зона 5. Характер шума - скрежет, уменьшающийся при увеличении частоты вращения ДВС.
Несоответствующее состояние элементов цилиндро-поршневой группы. Место прослушивания - зона 1. Характер
шума - шум, увеличивающийся при увеличении частоты вращения ДВС и уменьшающийся при прогреве ДВС. Шум также прослушивается
на оборотах холостого хода.
Характер шума — стук, похожий на стук глиняной посуды, свидетельствует о наличии повышенного зазора между цилиндрами
или гильзами и поршнями.
Характер шума - стук высокого тона, ритмичный - свидетельствует о наличии повышенного зазора между поршневыми пальцами
и поршнями или шатунами.
При начале детонации в цилиндрах ДВС также слышен стук поршневых пальцев, но это не является признаком наличия дефекта. Шум,
похожий на хруст, свидетельствует о поломке поршневых колец.
Износ упорных подшипников коленчатого вала. Место прослушивания - зона 2. Характер шума - шум, похожий на глухой
стук, явно прослушивающийся, с неравномерными промежутками, при плавном изменении частоты вращения коленчатого вала как в
сторону увеличения, так и уменьшения. Причём при выжиме сцепления шум прекращается.
Диагностика двигателя с применением сжатого воздуха
Тест сравнения цилиндров двигателя по падению давления воздуха, поданного в камеры сгорания ДВС, и местам его возможных
утечек.
Следует прогреть ДВС, а затем остановить двигатель, затормозить автомобиль с помощью ручного тормоза. Включив переда
чу, обеспечить невозможность прокручивания коленвала при тестировании.
Перед выполнением тестирования следует снять пробку маслозаливного отверстия ДВС, пробку радиатора, вынуть
маслоизмерительный щуп, снять воздушный фильтр.
Вывернуть все свечи зажигания или форсунки (при наличии дизельного двигателя) и через переходник,
прижав к отверстию резиновый наконечник, подать в свечное отверстие (или в отверстие под форсунку) воздух под давлением
4 кгс/см
2
(в проверяемый цилиндр бензинового ДВС). В дизельных двигателях воздух под давлением 6 кгс/см
2
следует подавать.
Следует установить поршень в проверяемом цилиндре в ВМТ такта сжатия. Наличие ВМТ такта сжатия можно
проверить с помощью специального свистка.
Проверить зоны возможных утечек воздуха.
Утечка воздуха через впускной коллектор указывает на наличие дефектов впускного клапана или его седла. Утечка воздуха
через выпускной коллектор указывает на наличие дефектов выпускного клапана или его седла. Утечка воздуха через отверстие
под маслоизмерительный щуп указывает на наличие дефектов цилиндро-поршневой группы. Утечка воздуха в соседние цилиндры или
через заливную горловину радиатора указывает на наличие пробоя прокладки головки блока цилиндров (нарушение герметичности
стыков: головка блока - прокладка - блок цилиндров).
Следует установить поршень в следующем проверяемом цилиндре в ВМТ такта сжатия и в той же вышеуказанной
последовательности в соответствии с пунктами 3-5 проверить остальные цилиндры ДВС.
При наличии специальной оснастки возможна проверка технического состояния сальников коленчатого вала.
Диагностика двигателя с применением компрессометра
Тест сравнения камер сгорания двигателя по показаниям компрессометра
Во избежание неверных показаний при тестировании следует поводить тест сразу после выключения двигателя (на горячем ДВС).
В случае «заброса» свеч маслом, например из-за износа маслосъемных колпачков, или при попадании масла в камеру сгорания
результаты тестирования могут быть неточными.
Следует затормозить автомобиль с помощью ручного тормоза и включить нейтраль.
Вывернуть все свечи зажигания и полностью открыть дроссельную заслонку. В дизельных двигателях следует открыть со
ответствующую заслонку (в некоторых конструкциях ДВС).
Следует в случае батарейной системы зажигания демонтировать провод, подающий низковольтное напряжение на катушку
зажигания. В случае бесконтактной системы зажигания необходимо демонтировать штекерный разъем с датчика-распределителя зажигания.
В случае системы непосредственного зажигания не обходимо демонтировать соответствующий разъем.
При наличии автомобиля с системой впрыска бензина следует отключить бензонасос.
При наличии компрессометра с дистанционным управлением включением стартера
следует отсоединить штатный провод от реле включения стартера. Подсоединить один провод компрессометра с дистанционным управлением
к реле включения стартера, а другой провод - к клемме «+» АКБ. При отсутствии компрессометра с дистанционным управлением
включение стартера можно осуществлять ключом зажигания. При прокручивании стартером ДВС следует производить одновременный
контроль частоты вращения в минуту коленчатого вала двигателя. Должна быть постоянная частота вращения ДВС при про ведении
тестирования. С целью защиты штатного аккумулятора ДВС от возможного выхода из строя следует использовать по сторонний источник
питания при тестировании.
Вставить резиновый наконечник компрессометра в отверстие свечи первого цилиндра и плотно прижать для обеспечения
герметичности камеры сгорания. При наличии дизельного двигателя с форкамерами следует использовать переходник. Следует
прокручивать стартер до тех пор, пока давление в цилиндре не перестанет увеличиваться. Но стартер можно прокручивать не более
10 сек. После каждой прокрутки следует выждать 2 мин.
После проверки компрессии очередного цилиндра следует установить стрелку
регистрирующего прибора на 0. Для этого следует нажать обратный клапан наконечника компрессометра с дистанционным управлением
о твердую поверхность. В некоторых конструкциях компрессометров имеется кнопка сброса, которая находится рядом с рукояткой.
При наличии регистрирующего прибора следует нажать кнопку для осуществления смещения регистрирующего
бланка на один интервал.
Произвести проверку компрессии в остальных цилиндрах двигателя (см. пункты 6-8). Компрессия во всех цилиндрах двигателя
должна быть не менее 8-10 кгс/см
2
в бензиновых ДВС. В дизельных двигателях компрессия должна быть не менее 15-24
кгс/см
2
. Причем компрессия не должна отличаться
в разных цилиндрах одного бензинового двигателя более чем на 1 кгс/см
2
. В дизельных ДВС - более чем на 2 кгс/см
2
.
Тест сравнения цилиндров ДВС по показаниям компрессометра с применением масла
При обнаружении цилиндра с пониженной компрессией следует залить в цилиндр с пониженной компрессией 20 мл моторного масла.
У дизельного двигателя, при наличии вихрекамерного распыления, во избежание гидроудара следует залить не более 10 мл. Затем
сразу проверить компрессию.
Если при повторной проверке компрессии после заливки масла показания компрессометра увеличились, то это свидетельствует
о поломке или залегании колец из-за износа, наличии износа цилиндро-поршневой группы. Если показания компрессометра остались
прежними, то это свидетельствует о дефекте клапанов или дефекте прокладки головки блока цилиндров.
|