Диагностика двигателя с применением эндоскопа
С помощью эндоскопа (иногда его называют бороскопом) можно при необходимости выполнить визуальную проверку технического
состояния агрегатов, узлов и систем автотранспортного средства. Причём эта проверка выполняется без разборки, например, исправных
агрегатов или узлов, так как это связано с финансовыми затратами и также нарушением взаимного положения приработавшихся деталей
и негативно влияет на такие компоненты надежности, как долговечность и сохраняемость. Следует отметить, что в наконечнике
зонда эндоскопа находится соответствующий источник света, а изображение по волоконно-оптическому кабелю поступает на преобразователь
и далее на соответствующий экран.
В ДВС эндоскопом можно проверить техническое состояние: стенок цилиндров, клапанов, прокладок головок блока цилиндров,
поршня, впускного и выпускного коллекторов, а также других элементов.
Рис. 9
Визуальная проверка технического состояния двигателя выполняется для определения отсутствия износа и механических повреждений.
Например, к дефектам цилиндро-поршневой группы ДВС относятся: прогар и/или механические повреждения
клапанов, днища поршня, головки блока цилиндров, прокладок головки блока цилиндра, коллекторов, наличие следов масла
в камере сгорания. На Рис. 9 показаны возможности осмотра камеры сгорания через свечное или иное отверстие.
Диагностика двигателя с применением мотор-тестера и тягово-динамического стенда (Рис. 10)
Рис. 10 Функциональные возможности мотор-тестера
МТ содержит экспертную систему. Также имеется в его программном обеспечении база данных, включающая в себя методики
тестирования, причём порядок выполнения тестов регламентирован.
В МТ также имеется база диагностических кодов. Возможно считывание с диагностического разъема автомобиля его кодов
не исправностей - режим сканера.
МТ может выполнить определение технического состояния системы зажигания. При этом возможны следующие виды вывода
на экран информации о системе зажигания: растр, расположение сигналов по цилиндрам индивидуально, расположение сигналов
по цилиндрам в ряд, гистограммы по всем параметрам системы зажигания. Причём измеряемые параметры (ток, напряжение, частота,
скважность и другие) могут быть выведены на экран как в графическом так и в цифровом виде.
МТ позволяет выполнять следующие виды тестов определения технического состояния цилиндро-поршневой группы ДВС: тест
баланса мощности по цилиндрам (метод отключения цилиндров по зажиганию), тест, основанный на методе измерения угловых ускорений
коленчатого вала после такта рабочего хода в каждом цилиндре, тест относительной компрессии по цилиндрам (метод измерения
тока, потребляемого стартёром при вращении коленчатого вала).
МТ позволяет определить мощность механических потерь как в двигателе, так и в трансмиссии,
а также эффективную мощность ДВС.
МТ имеет режим проверки функционирования топливного насоса, а также имеется возможность
проверки управляющего и рабочего давления в системах впрыска K-Jetronic и КЕ-Jetronic.
МТ может осуществлять ввод и вывод данных одновременно по 12 и более каналам осциллографа. При этом одновременно
проверяется работоспособность системы энергоснабжения (Рис. 11), системы зажигания (Рис. 12). Также им проверяется угол
опережения впрыска, функционирование форсунок (Рис. 13), температура масла и охлаждающей жидкости, давление отработанных газов.
МТ имеет комплект адаптеров для подключения к вышеуказанным системам на различных автомобилях.
В МТ имеется возможность осуществления проверок с использованием генератора эталонных сигналов, например,
имитируются сигналы датчика кислорода, температуры, детонации, РХХ и других. Генератор можно использовать для имитации сигналов
различных датчиков, а также функций управления исполнительными устройствами, реализации функций записи и воспроизведения любых необходимых заказчику сигналов. Применение
генератора обеспечивает также возможность диагностики и ремонта ДВС без необходимости пробных замен элементов ДВС.
Рис. 11
Рис. 12
Рис. 13
Рис. 14
В МТ имеется возможность как вывода результатов проверок на принтер, так и передачи их по линиям связи (через модем).
В МТ имеется возможность управления исполнительными механизмами систем (форсунки, бензонасос, регулятор холостого
хода).
МТ позволяет выполнить просмотр сигналов с датчиков и сигналов, идущих от электронного блока управления на исполни
тельные элементы.
МТ может преобразовывать аналоговые сигналы в цифровой вид и осуществлять вывод на экран в виде гистограмм
(Рис. 14).
При работе МТ следует дополнительно применять 5-компонентный газоанализатор.
Следует отметить, что любой мотор-тестер без профессионального диагноста — лишь красивая игрушка.
Функциональные возможности тягово-динамического стенда
Рис. 15
С помощью тягово-динамического стенда определяются характеристики автомобиля на скоростных и нагрузочных режимах. При этом определяется мощность двигателя или крутящий момент, мощность механических потерь в трансмиссии и ходовой части,
мощность двигателя за вычетом механических потерь в трансмиссии и ходовой части, время разгона автомобиля до заданной скорости.
Впрочем при отсутствии у ремонтного предприятия финансовых возможностей для приобретения стенда вышеуказанные характеристики
можно частично измерить при пробеге автомобиля в рамках пробного выезда.
При необходимости профессиональной проверки работоспособности ДВС следует применять этот стенд. На
Рис. 15 представлены
характеристики и форма представления результатов тестирования образца ДВС на тягово-динамическом стенде, любезно предоставленные
представительством фирмы "МАХА" в Санкт-Петербурге, чьи стенды считаются лучшими из имеющихся в России тягово-динамических
стендов, хотя в настоящее время также занимается в том числе и разработкой различных отечественных стендов, например
для обкатки ДВС с возможностью имитации нагрузки ДВС.
|