|
623459, Свердловская область, Каменск-Уральский, ул.Механизаторов, 25
(3439) 376-222, (3439) 376-597, (3439) 376-343, (3439) 376-598
[email protected]
|
|
|
|
|
|
|
Качественное восстановление работоспособности блока цилиндров, головки блока цилиндров
При дефектах поверхности блока цилиндров или головки блока цилиндров:
Трещины, расположенные у краёв сопрягаемых поверхностей и пересекающиеся с резьбовыми поверхностями, восстановлению не
подлежат. При наличии трещин на поверхности блока цилиндров или головки блока цилиндров следует разделать трещину с применением отрезной машинки. Причём разделывается вся трещина, включая её края, кроме 3 миллиметров оставляемого
внутреннего слоя стенки.
Следует применять специальные электроды для сварки чугуна, а также специальную сварку в среде аргона для алюминиевых
сплавов или иные способы сварки в зависимости от материала, из которого изготовлены свариваемые детали. Восстановление с
применение композитных материалов неэффективно, так как при этом не обеспечивается качественное молекулярное взаимодействие
поверхностей Сваривание производится в несколько проходов, причем швы накладываются отрезками по очереди с разных краёв трещины.
После нанесения каждого слоя шва сверху него следует специальным инструментом зачистить окалину. Затем следует отрезной
машинкой зачистить поверхность шва заподлицо с поверхностью детали так, чтобы можно было на поверхность шва наварить 5-миллиметровую
пластину (косынку) в форме ромба. Возможные дефекты сварочных швов указаны в соответствующем разделе.
После наложения на зачищенную поверхность шва пластины её следует сначала прихватить, а затем обварить по контуру. Затем
следует сбить с поверхности окалину и произвести грунтовку и покраску отремонтированной поверхности.
При дефектах шпилек или болтов (срезание, деформация):
Следует срезать отрезной машинкой подлежащий демонтажу болт или шпильку заподлицо с поверхностью блока цилиндров или
головки блока цилиндров.
Затем следует с применением электродрели выполнить сверловку отверстия в дефектном болте или шпильке. Причем сначала
выполняется сверловка (со смещением центра сверловки по отношению к центру шпильки или болта) отверстия на всю глубину дефектного
болта или шпильки сверлом меньшего диаметра, а затем сверловка отверстия сверлом большего диаметра, но меньшим чем диаметр
дефектного болта или шпильки.
После выполнения сверловки следует с применением зубила и молотка «сложить» края дефектного болта или шпильки и демонтировать
дефектные болт или шпильку из блока цилиндров или головки блока цилиндров. При затрудненном демонтаже болта следует ударить
по его головке или использовать «жидкий ключ».
Таблица 2. Карта дефектации блока цилиндров
Наименование контролируемых параметров, размеров и поверхностей
|
Способ установления дефекта и средства контроля
|
Контролируемый размер, мм
|
Нормативная трудоемкость, стоимость ремонта
|
Заключение
|
Номинальное значение
|
Допустимое значение
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Опоры под коренные вкладыши коленвала. Опоры под подшипники распредвала. Внутренний диаметр подшипников распредвала
|
Замер. Индикатор-нутромер. Измерение в сборе с крышками, затянутыми нормативным моментом. Набор плиток для контроля шероховатости поверхности
|
Шероховатость поверхностей по 6-му классу. Овальность, конусность поверхностей под коренные вкладыши коленвала и подшипники распредвала не более 0,015 мм
|
|
|
Соосность опор под подшипники распредвала или под подшипники коленвала
|
Замер. Контрольное приспособление. Измерение в сборе с крышками, затянутыми нормативным моментом
|
Биение поверхностей, промежуточных отверстий под коренные вкладыши коленвала относительно крайних отверстий не более 0,025 мм
|
|
|
Расстояние от верхнего торца гильзы до диаметра
|
Замер. Контрольное приспособление
|
|
|
|
шатунной шейки коленвала, находящейся в положении, соответствующем ВМТ
|
|
|
|
|
Резьбовые отверстия
|
Осмотр. Замер. Калибр
|
Срыв или износ отверстий, глубина резьбовых соединений
|
|
|
Каналы системы смазки, форсунки для смазки, смазочные отверстия во втулках распредвала
|
Прочистка. Продувка сжатым воздухом. Промывка спецжидкостью и маслом
|
|
|
|
Поверхность, сопрягаемая с головкой блока цилиндров. Поверхность, сопрягаемая с масляным поддоном
|
Осмотр. Замер. Линейка поверочная. Щуп
|
Трещины на наружной поверхности, раковины. Неплоскостность плоскости, сопрягаемой с головкой блока цилиндров, допускается по всей длине не более 0,05 мм
|
|
|
Расстояние между осями распределительного и коленчатого валов
|
Замер. Контрольное приспособление
|
|
|
|
Расстояние между осью коленчатого вала и поверхностью блока цилиндров, сопрягаемой с головкой блока цилиндров
|
Замер. Контрольное приспособление
|
|
|
|
Полости системы охлаждения
|
Осмотр. Испытательное приспособление
|
Трещины на наружной и внутренней поверхности блока цилиндров, сколы раковины
|
|
|
Наружная и внутренняя поверхность блока цилиндров
|
Осмотр. Лупа десятикратная
|
Трещины на наружной поверхности, сколы, раковины
|
|
|
Поверхности в блоке цилиндров, сопрягаемые с гильзами
|
Осмотр. Лупа десятикратная
|
Трещины на наружной поверхности, сколы, раковины. Смещение уплотняющихся поверхностей гильз и блока цилиндров. Несоответствующая форма сопрягаемых поверхностей блока цилиндров и гильз блока цилиндров
|
|
|
Поверхности под втулки валиков толкателей. Поверхности под секции валиков толкателей
|
Осмотр. Лупа десятикратная. Замер. Калибр
|
Трещины на наружной поверхности, сколы, раковины
|
|
|
Поверхности на гильзах и на блоке цилиндров под сальники
|
Осмотр. Лупа десятикратная
|
Соответствие формы поверхностей технической документации
|
|
|
Прокладки коллекторов, гильз, картера, головки(или головок) блока, сальники (или сальниковая набивка) колен вала, сальники гильз
|
Осмотр. Лупа десятикратная
|
|
|
|
Цилиндры блока цилиндров
|
Осмотр. Лупа десятикратная. Индикатор-нутромер. Набор плиток для контроля шероховатости
|
Трещины, задиры и раковины на рабочей поверхности. Неперпендикулярность осей гильз относительно поверхности под коленвал не более 0,04 мм. Шероховатость поверхности по 9-му классу
|
|
|
Форсунки для смазки поршней
|
Осмотр. Контрольное приспособление
|
Соответствие доступа смазки к поршням
|
|
|
Проверка поршня
Контролируемые поверхности, размеры
Диаметры поршней по пояску над компрессионными кольцами и по юбке поршня в направлении, перпендикулярном оси поршневого
пальца.
Также наличие одинаковости диаметров по всем поршням ДВС.
Диаметры отверстий под поршневой палец проверить на отсутствие дефектов с применением проходного и непроходного калибров.
Наличие зазора между поршнем и пальцем в диапазоне 0,005-0,01 мм.
Поверхности, обеспечивающие доступ смазки на отсутствие засорения и дефектов с применением прочистки проволокой, промывки
спецжидкостью, промывки маслом.
Поверхности поршней на отсутствие задиров, царапин, вмятин, трещин и других дефектов.
Непараллельность оси поршневого пальца поверхности днища поршня.
Канавки в поршне под поршневые кольца на глубину, высоту, отсутствие дефектов профиля.
Одинаковость весов поршней между собой по всем цилиндрам.
Выборки под стопорные кольца на отсутствие дефектов.
Смещение оси поршневого пальца и соответствие маркировки с рекомендуемым позиционированием поршня в блоке цилиндров двигателя.
Проверка шатуна
Контролируемые поверхности, размеры
Рис.
52
Непараллельность осей отверстий верхней и нижней головок каждого шатуна, отсутствие скрученности и/или изгиба шатуна
с помощью приспособления (Рис. 52). При этом применяется шатун-эталон для настройки по нему приспособления.
На Рис. 52 показаны различные конструкции приспособлений.
Одинаковость межцентрового расстояния между головками шатуна у всех шатунов ДВС.
Диаметры отверстий нижних и верхних головок всех шатунов.
Конусность и овальность отверстий.
Боковые поверхности нижних головок шатунов.
Масляные каналы на отсутствие засорения и дефектов с применением прочистки проволокой, промывки спецжидкостью, промывки
маслом. Совпадение (при наличии) отверстия масляного канала во втулке с отверстием в верхней головке шатуна, а также совпадение (при наличии) отверстия масляного канала в стержне шатуна с отверстием во вкладыше нижней головки шатуна.
Поверхности головок, стержней и крышек шатунов на отсутствие трещин, вмятин, царапин, повреждений шлицев (при их наличии)
Рис. 53
Соответствие развесовки, а также одинаковость масс головок шатунов всех цилиндров ДВС с помощью приспособления (Рис.
53).
Например, для двигателя легкового автомобиля мощностью 100 л. с., если масса верхней головки шатуна 190 грамм,
то масса нижней головки шатуна соответственно 500 грамм. При этом масса шатуна 690 грамм.
Приспособления позволяют измерять массы верхних головок шатунов в диапазоне 110-1900 грамм, а массы нижних головок шатунов
в диапазоне 290-5100 грамм. При этом веса шатунов будут в диапазоне 400-7000 грамм. Подгонка масс осуществляется путем снятия
металла с нижней головки шатуна, а также при необходимости путем коррекции массы сопрягаемого поршня. Взвешивание шатунов
между собой можно осуществить путем установки одной головки шатуна на подставку с подшипником, а другую головку при этом
следует положить на любые весы.
Отверстия в крышках шатунов, а также отверстия с резьбой в стержне шатуна на отсутствие несоответствующего состояния.
Болты, служащие для крепления крышки к стержню шатуна на отсутствие дефектов.
Отсутствие несоответствия (обезлички) крышки большой головки шатуна самому шатуну.
При фиксации крышки шатуна сопрягаемые с ней поверхности головок болтов на отсутствие непараллельности поверхностей крышки.
Таблица 3. Карта дефектации шатуна
Наименование контролируемых параметров, размеров и поверхностей
|
Способ установления дефекта и средства контроля
|
Контролируемый размер, мм
|
Нормативная трудоемкость, стоимость ремонта
|
Заключение
|
Номинальное значение
|
Допустимое значение
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Наружная поверхность шатуна и крышки
|
Осмотр, Лупа десятикратная. Магнитный дефектоскоп
|
Трещины или деформации шатуна и крышки
|
|
|
Изгиб или скручивание шатуна в сборе с крышкой
|
Замер. Приспособление для контроля геометрических размеров шатуна в сборе
|
Оси головок шатуна должны быть параллельны с точностью 0,03 мм, и лежать в одной плоскости с точностью
0,04 мм на длине шатун< 100 мм
|
|
|
Расстояние между осями верхней и нижней головок шатуна
|
Замер. Шаблон Контрольное приспособление. Измерение в сборе с крышкой, затянутой нормативным моментом
|
Уменьшение расстояния между осями верхней и нижней головками шатуна не должно превышать 0,2 мм от
номинального расстояния
|
|
|
Отверстия в верхней головке шатуна
|
Замер. Индикатор-нутромер. Набор плиток
|
Овальность, конусность поверхностей в верхней головке шатуна под втулку или поршневой
|
|
|
под поршневой палец
|
для контроля шероховатости поверхности
|
палец не более 0,004 мм Шероховатость поверхности по 6-му классу. Втулка должна быть запрессована
заподлицо с боковыми поверхностям шатуна.
|
|
|
Отверстия в нижней головке шатуна под вкладыши
|
Осмотр. Замер Индикатор-нутромер
|
Овальность, конусность поверхности отверстия нижней головки шатуна не более 0,004 мм
|
|
|
Боковые поверхности нижней головки шатуна
|
Осмотр. Замер Контрольное приспособление
|
Износ боковой поверхности нижней головки шатуна не должен превышать 0,03 мм. Боковые поверхности
нижней головки шатуна должны быть перпендикулярны оси коленчатого вала и их отклонение не более 0,1 мм на крайних точках
|
|
|
Поверхности крышки шатуна под головки болтов шатуна
|
Замер. Контрольное приспособление
|
Поверхности должны быть перпендикулярны осям болтов шатуна и их отклонение не должно превышать 0,1
мм на крайних точках
|
|
|
Резьбовые отверстия в шатуне под болты
|
Осмотр. Замер. Калибр
|
Деформация, износ резьбовых поверхностей по калибру. Срыв резьбы Глубина резьбовых отверстий
|
|
|
Поверхность болтов крепления крышки шатуна
|
Осмотр. Замер. Калибр
|
Деформация, износ резьбовых поверхностей по калибру. Срыв резьбы
|
|
|
Отверстия под масляные каналы в шатуне
|
Осмотр. Приспособление для контроля масляных каналов
|
|
|
|
Вес верхней и нижней головки шатуна в сборе с крышкой и болтами
|
Электронные весы
|
Одинаковость весов всех верхних головок шатунов ДВС и одинаковость весов всех нижних головок шатунов
ДВС. Соответствие весов верхних и ниж них головок шатунов ДВС техническим требованиям
|
|
|
Поверхность для фиксирования крышки нижней головки шатуна
|
Осмотр. Замер. Калибр
|
Деформация, износ, несоответствующий зазор между поясками болтов и отверстиями в крышке
|
|
|
|
|