ДВС - система зажигания
Заменить свечи зажигания.
Заменить высоковольтные провода.
Очистка наружной поверхности элементов системы зажигания
Катушка зажигания, модуль катушек зажигания.
Коммутатор.
Прерыватель-распределитель.
Датчик- распределитель.
Электропроводка, разъёмы, соединители.
Закрепить электропроводку, экраны проводов системы зажигания,
Смазать вал, ось рычажка, фильтр, втулку кулачка, элементы центробежного автомата,
Проверка отсутствия несоответствующего состояния элементов системы зажигания
Состояние низковольтных проводов системы зажигания, их разъёмов и соединителей (отсутствие трещин, отсутствие
жесткости, отсутствие несоответствующего состояния контактов, наличие соответствующей фиксации контактов, отсутствие обрыва
проводов, замыкания на массу, повреждения их изоляции, замыкания между собой, замыкания на источник напряжения, защемления,
контакта с острыми кромками, нагретыми частями).
Состояние катушки (модуля катушек) системы зажигания (отсутствие несоответствующей фиксации разъемов и соедините
лей, отсутствие загрязнения катушки или модуля катушек, со единений, отсутствие углеродных дорожек, трещин, отсутствие несоответствующей
фиксации корпуса и контакта, соединяющего катушку или модуль катушек с массой автомобиля.
Состояние прерывателя-распределителя (отсутствие радиально го и тангенциального люфтов вала привода, отсутствие износа
профиля кулачка прерывателя, отсутствие несоответствующей упругости подвижного контакта прерывателя, отсутствие бугор ков
и дефектов контактов прерывателя, отсутствие несоответствующего прилегания контактов прерывателя, отсутствие люф та подвижного
контакта прерывателя, отсутствие несоответствующей фиксации соединений, загрязнения, отсутствие обрыва проводов, повреждения
их изоляции, замыкания на массу, замыкания между собой, замыкания на источник напряжения, защемления, контакта с острыми
кромками и нагретыми частями, вращающимися частями, отсутствие трещин, углеродных дорожек, загрязнения, повреждения и люфта
ротора, отсутствие несоответствующего состояния конденсатора).
Состояние датчика-распределителя (отсутствие радиального и тангенциального люфтов вала привода, отсутствие радиального
люфта экрана, наличие соответствующего сигнала на выходе датчика Холла или магнитоэлектрического датчика, отсутствие несоответствующей
фиксации соединений, отсутствие загрязнения, отсутствие обрыва проводов, замыкания на массу, повреждения их изоляции, замыкания
между собой, замыкания на источник напряжения, защемления, контакта с острыми кромка ми, нагретыми и вращающимися частями,
отсутствие трещин, углеродных дорожек, загрязнения, повреждения и люфта ротора).
Состояние крышки прерывателя-распределителя (датчика-распределителя) системы зажигания (отсутствие несоответствующего состояния, прилегания и силы нажатия уголька, отсутствие трещин, загрязнения, углеродных дорожек).
Сигналы управления в бесконтактной системе зажигания и системе непосредственного зажигания (отсутствие их несоответствующей формы и величины, перебоев, отсутствие несоответствующего порядка их следования).
Состояние датчиков числа оборотов, ВМТ, фазы, температуры, расхода воздуха (отсутствие повреждения и загрязнения датчиков, отсутствие повреждения и загрязнения разъемов, проводов, экранов, отсутствие несоответствующей фиксации соединений,
отсутствие обрыва проводов, замыкания на массу, повреждения изоляции, замыкания между собой, замыкания на источник напряжения,
защемления, контакта с острыми кромками и нагретыми частями, вращающимися частями, отсутствие несоответствующей формы и
величины сигналов, перебоев в их образовании, отсутствие несоответствующего состояния разъёмов и соединителей).
Состояние свечей зажигания (отсутствие несоответствующего зазора между электродами свечей зажигания, наличия соответствующего цвета и состава нагара на свечах зажигания после работы ДВС, отсутствие несоответствующих характеристик искрообразования при максимальном рабочем давлении в камере сгорания ДВС).
Проверка состояния системы зажигания при работе ДВС
Начальный угол опережения зажигания при частоте вращения коленвала 800-900 оборотов в минуту.
Угол опережения зажигания при частоте вращения коленвала 1000-1100 оборотов в минуту.
Функционирование вакуумного и центробежного автоматов.
Время накопления электромагнитной энергии.
Асинхронизм искрообразования.
Максимальное вторичное напряжение катушки зажигания батарейной системы зажигания.
Пробивные напряжения на свечах зажигания (наличие их одинаковой величины).
Отсутствие перебоев искрообразования на холостом ходу и на мощностных режимах.
Диагностика ДВС перед вводом в эксплуатацию после выполнения ремонта
Внешний осмотр
Проверить:
Наличие масла в картере и отсутствие эмульсии (по цвету масла).
Наличие охлаждающей жидкости в системе и расширительном бачке.
Чистоту охлаждающей жидкости и ее плотность.
Отсутствие засорения ребер радиатора.
Исправность жалюзи.
Отсутствие проточек охлаждающей жидкости в местах соединений, трубок радиатора, головки блока, всасывающего коллектора.
Отсутствие подтеков масла по крышке головки блока, поддона картера по штуцерам и фланцам масляного фильтра, компрессора, насоса гидроусилителя, датчика давления и температуры масла, ТНВД, турбокомпрессора, датчика распределителя, масляного
насоса, сальника коленвала.
Люфт рычагов, тяг управления дроссельной заслонкой, рейкой ТНВД.
Соответствие величины полного хода педали подачи топлива, положению полного открытия дроссельной заслонки или хода
рейки ТНВД.
Целостность патрубков подачи воздуха до и после турбокомпрессора.
Наличие и закрепление воздушного фильтра, отсутствие засоренности фильтрующего элемента и корпуса фильтра.
Натяжение и состояние приводных ремней (клиновых и зубчатых), а также состояние шкивов.
Визуальный контроль герметичности и отсутствие вероятных повреждений ДВС (верх) и подкапотного пространства, а также
ДВС (низ).
Функционирование ДВС и его систем
Проверить:
При включении системы зажигания:
- наличие функционирования соответствующих табло (Р
м
, охл.ж. и
др.);
- состояние замка зажигания.
При пуске ДВС:
- легкость проворачивания коленвала;
- частоту вращения коленвала;
- длительность пуска ДВС;
- работоспособность системы пуска ДВС.
При работе ДВС:
- наличие постоянных оборотов холостого хода;
- наличие плавного увеличения частоты вращения ДВС при плавном увеличении подачи топлива, а
также устойчивой работы ДВС на всех режимах;
- отсутствие остановки ДВС при резком увеличении подачи топлива или при снятии усилия с педали
подачи топлива;
- функционирование КИП и отсутствие загорания транспарантов аварийного состояния систем;
- отсутствие хлопков в глушителе или карбюраторе;
- отсутствие детонации при резком увеличении оборотов;
- отсутствие посторонних шумов: двигателя;
насоса системы охлаждения; насоса гидроусилителя; компрессора; турбокомпрессора;
- отсутствие подтекания топлива, масла, охлаждающей жидкости;
- отсутствие выплескивания охлаждающей жидкости из горло вины радиатора;
- отсутствие резких стуков клапанного механизма (t°
ДВ
< 70°);
- отсутствие несоответствующих шумов в выхлопном коллекторе и глушителе;
- отсутствие пропуска воздуха или топливной смеси и отработанных газов в местах соединений;
- отсутствие пропусков вспышек в цилиндрах ДВС;
- наличие одинаковой величины ускорений коленчатого вала после тактов рабочего хода в цилиндрах ДВС.
Эффективность работы ДВС и его топливной системы
Проверка газового состава выхлопных газов на СО, СН, дымность на оборотах XX и повышенных (50% n
max
).
Проверка состояния двигателя с помощью анализирующей аппаратуры в соответствии с инструкцией на аппаратуру:
- проверка угла впрыска.
Остановка ДВС
Проверка отсутствия калильного зажигания при включении замка зажигания,
Проверка длительности работы центробежного маслоочистителя.
После остановки ДВС
Проверка компрессии по цилиндрам.
Проверка ДВС с применением сжатого воздуха.
Проверка тягово-динамических характеристик
ДВС на стенде
Развиваемая мощность.
Время разгона до V = 50 км/час.
Отсутствие провалов при плавном нажатии на педаль.
Диагностика двигателей внутреннего сгорания при эксплуатации
Контроль технического состояния ДВС осуществляется во время работы ДВС в обычных эксплуатационных режимах.
Контроль технического состояния ДВС включает в себя: измерение износа деталей и измерение температуры деталей цилиндро-поршневой
группы, измерение давления в камерах сгорания, контроль плотности прилегания поршневых колец, контроль параметров вибрации,
контроль давления и других параметров впрыскиваемого топлива, а также контроль характеристик работы форсунок.
Значения диагностических параметров после необходимой для исключения флуктуации длительности измерений сопоставляются
с эталонными значениями для данного режима работы ДВС. Причем контроль технического состояния осуществляется также и по наличию
отклонения параметров какого-либо цилиндра от значений параметров, осредненных по всему двигателю.
Измерение вибрации на различных цилиндрах выполняется на таких участках рабочего цикла, где посторонние источники вибрации
(например, соседние цилиндры) оказывают наименьшее влияние на результаты измерений. При этом используется штатная или дополнительно
встроенная система определения положения коленчатого вала. Производится сравнение текущих значений вибрационных параметров
с их значениями, полученными при «новом» (исходном) состоянии ДВС. В состав виброизмерительной аппаратуры входят пьезоэлектрические
вибродатчики и виброметр.
Измерение давлений в камерах сгорания производится в течение нескольких последовательных рабочих циклов ДВС. Причем вычисляются
осредненные значения следующих параметров: давление сжатия, максимальное давление в камере сгорания, давление на линии расширения
(40 градусов после верхней мертвой точки), угол поворота коленчатого вала в момент воспламенения топлива и в момент максимального
давления сгорания. Кроме того, вычисляется разность между значениями максимального давления
сгорания и среднего
индикаторного давления, что позволяет выявить неисправности, которые не могут быть выявлены при других
измерениях. Для измерения давлений в камерах сгорания используются пьезоэлектрические датчики.
Измерение износа деталей ДВС (например, блока цилиндров) производится с помощью датчиков износа, в которых чувствительным
элементом является тонкопленочный резистор. Датчики устанавливаются в блоке цилиндров заподлицо с рабочей поверхностью и
изнашиваются вместе с ней, причем по мере износа сопротивление резистора возрастает. Для измерения износа деталей ДВС используются
также индуктивные датчики износа, с помощью которых можно измерить величину зазора между поршневыми кольцами и блоком цилиндров.
Для системы диагностирования также разработаны совершенные алгоритмы обработки диагностических данных, алгоритмы
прогнозирования сроков технического обслуживания. Причем в их состав входят таблицы, содержащие перечни неисправностей, которые
выявляются по результатам обработки диагностических данных.
Диагностика ДВС по тягово-экономическим показателям
Причины ухудшения тягово-экономических показателей дизельных ДВС
Засорение воздушного фильтра.
Нарушение герметичности, засорение топливной системы.
Пониженная компрессия.
Несоответствующее состояние свечей накаливания.
Несоответствующее состояние ТНВД, форсунок, датчиков.
Несоответствующее состояние газораспределительного механизма.
Наличие противодавления в системе выпуска.
Несоответствующий тепловой режим ДВС.
Несоответствующее состояние ходовой части, трансмиссии.
Снижение давления воздуха в шинах.
Несоответствующее состояние тормозной системы.
Несоответствующие углы установки колес.
Несоответствующее состояние системы наддува воздуха.
Несоответствующее состояние системы охлаждения наддувочного воздуха.
Неоптимальные приемы вождения.
Неоптимальные климатические и дорожные условия.
Увеличение массы транспортного средства.
Причины ухудшения тягово-экономических показателей ДВС с системой топливоснабжения бензином
Засорение воздушного фильтра.
Несоответствующий угол опережения зажигания.
Несоответствующее состояние вакуумного автомата опережения зажигания, центробежного автомата опережения
зажигания.
Нарушение герметичности, засорение топливной системы.
Пониженная компрессия.
Несоответствующее состояние свечей зажигания.
Несоответствующее состояние газораспределительного механизма.
Несоответствующее состояние карбюратора. При наличии системы впрыска бензина - несоответствующее
состояние ее элементов.
Наличие противодавления в системе выпуска.
Несоответствующий тепловой режим ДВС.
Несоответствующее состояние ходовой части, трансмиссии.
Снижение давления воздуха в шинах.
Несоответствующее состояние тормозной системы.
Несоответствующие углы установки колес.
Несоответствующее состояние системы наддува воздуха.
Несоответствующее состояние системы охлаждения наддувочного воздуха.
Неоптимальные приемы вождения.
Неоптимальные климатические и дорожные условия.
Увеличение массы транспортного средства.
|