Определение тягово-экономических показателей ДВС
Для определения тягово-экономических показателей ДВС следует проверить: эффективную мощность, изменение частоты вращения
коленчатого вала при последовательном отключении отдельных цилиндров, угловое ускорение вращения коленчатого вала в режиме
свободного разгона, удельный расход топлива, токсичность отработанных газов, количество газов, прорывающихся в картер, расход
масла на угар, падение давления или расход сжатого воздуха при проверке герметичности надпоршневого пространства, разрежение
во впускном трубопроводе, мощность или крутящий момент ДВС, мощность механических потерь и другие параметры. Также для определения
тягово-экономических показателей ДВС следует применять стенд.
Мотор-тестер АМ-1 на базе ПЭВМ
Документация разработана для обучения автомехаников-диагностов работе на стенде, а также предназначена
для повышения квалификации персонала. Настоящая документация может быть использована для самостоятельного обучения работе
как на стендах АМ-1, КАД-300, так и на стендах иностранного производства (GDS-3500 «GENRAD INOCIHA, MEGA MACS «GUTMANN MES-STECHNIK»
Германия).
Устройство стенда
Обозначения разъемов на консоли, внешний вид жгутов и датчиков комплекса показаны на
Рис. 84.
Рис. 84
Обозначения разъемов следующие
Разъем « С » служит для подключения кабеля осциллографа-генератора.
Разъем « t/p » служит для подключения датчиков температуры и давления.
Разъем «□» служит для подключения адаптера микропроцессорной системы зажигания (МПСЗ/DIS) 1, жгута диагностической
колодки 2 или основного жгута 3.
Разъем «
Кк»
служит для подключения жгута вторичной цепи 4. Сюда входят датчик первого цилиндра «J » и датчик
высокого напряжения «J», который устанавливается на высоковольтный провод катушки зажигания. Датчик первого цилиндра «|»
устанавливается на провод свечи зажигания первого цилиндра таким образом, чтобы стрелка «|» располагалась по направлению
к свече и, по возможности, в месте, наиболее удаленном от высоковольтных проводов соседних цилиндров.
Разъем « А » служит для подключения датчика тока 5.
Разъем «Q » служит для подключения жгута омметра 6.
Разъем «©» служит для подключения кабеля 7 дизельного датчика 8.
Разъем «Э» служит для подключения кабеля стробоскопа 9.
Назначение жгутов и датчиков следующее
1 - жгут микропроцессорной системы зажигания (системы непосредственного зажигания);
2 - жгут диагностической колодки;
3 - жгут для подключения к аккумуляторной батарее и к катушке зажигания, клеммам аккумуляторной батареи «Б», «М»
и клеммам катушки «К», «Пр».
4 - жгут вторичной цепи;
5 - датчик тока;
6 - жгут омметра;
7 - кабель датчика;
8 - дизельный датчик;
9 - стробоскоп.
Жгут микропроцессорной системы зажигания 1 (системы непосредственного зажигания) объединяет пять проводов и заканчивается
двумя зажимами с соответствующими обозначениями
«Б» и «М» и клеммами «К», «Пр1» и «Пр2», предназначенными для подключения соответственно к батарее и разъемам катушек
зажигания микропроцессорной системы зажигания автомобиля. Сбоку клемм находятся хвостовые наконечники, предназначенные для
присоединения штатных проводов катушек зажигания МПСЗ при подключении жгута адаптера.
Жгут 1 микропроцессорной системы зажигания подключается вместо жгута 3 при наличии МПСЗ (системы непосредственного зажигания)
на автомобиле. При этом зажимы. «Б» и «М» подключаются аналогично жгуту 3, а клеммы - следующим образом:
- клеммы «Пр1», «Пр2» - к выводам катушек зажигания или модулю катушек зажигания, соединенному с коммутатором;
- клемма «К» - к выводу любой из катушек зажигания, или мо дулю катушек зажигания, соединенному с реле
зажигания.
При этом следует также подключить, согласно схеме соединений, указанной в разделе 2 инструкции, и жгут 4 вторичной цепи.
При диагностировании автомобилей, оснащенных микропроцессорной системой зажигания (DIS), следует использовать жгут вторичной
цепи МПСЗ/ DIS, при этом датчик первого цилиндра «|» устанавливается так же, как и при диагностике обычной системы зажигания.
Датчик высокого напряжения устанавливается на высоковольтный провод катушек зажигания или модуля катушек зажигания.
Жгут диагностической колодки 2 заканчивается вилкой для подключения к диагностическому разъему автомобиля (подходит только
для части отечественных автомобилей).
Жгут 3, предназначенный для обработки сигналов батарейной и бесконтактной систем зажигания, объединяет четыре провода
и заканчивается четырьмя зажимами с обозначениями: «Б», «М>>, «К», «Пр». Наконечники жгута 3 подсоединяются согласно
схеме соединений, указанной в разделе 2 инструкции. При этом следует также подключить, согласно схеме соединений, указанной
в разделе 2 инструкции, и жгут 4 вторичной цепи.
Аналогично выполнен жгут омметра 6, объединяющий два провода с соответствующими зажимами: «+Q» и «-Q».
Кабель 7 имеет зажим с обозначением «М» и разъем для подключения датчика давления 8. Кабель 7 дизельного датчика 8 используется
для автомобилей с дизельным двигателем.
Перед подключением следует проверить чистоту пластин накладного датчика и выбрать на топливопроводе первого цилиндра
прямой участок длиной 20 см на расстоянии 50 мм от накидной гайки штуцера топливного насоса высокого давления (ТНВД) и подготовить
поверхность электрического контакта с пластинами датчика. Установить датчик на топливопровод. Закрепить датчик с помощью
скобы. Целесообразно с помощью дополнительно изготовленного приспособления, куда также крепится датчик 8, проверять характеристику
«дрожания иглы» распределителя форсунки (по очереди каждую форсунку).
На передней панели консоли находится кнопка для аварийной блокировки зажигания двигателя автомобиля.
На правой стенке стойки расположен сетевой выключатель, клавиша которого подсвечивается при включении мотортестера.
Работа на мотортестере АМ-1 (функции оператора ПЭВМ)
Перед началом работы на стенде следует нажать клавишу, обеспечивающую питание стенда, и затем нажать кнопку включения
системного блока и кнопку включения монитора. Затем на экране монитора компьютера после непродолжительного времени высветится
соответствующая «картинка» (Рис. 85).
Конфигурация командных файлов предусматривает вход в рабочее меню после включения питания стенда.
В комплект поставки включены компакт- диск, обеспечивающий установку программного обеспечения стенда, и кодовая дискета
с файлами CONFIG.SYS и AUTOEXEC.BAT, устанавливающими необходимые параметры для рабочей программы.
Координацию и объединение модулей в единый программно-аппаратный комплекс обеспечивают система из двух меню и программа
конфигурации, при помощи которой устанавливается рабочее меню. Оно будет загружаться при включении стенда.
Рис. 85 Для смены главного меню необходимо:
Совместить подвижный маркер «мыши» (при помощи перемещения «мыши» по столу),
с прямоугольником с надписью «Конфигурация меню», находящемся на экране монитора компьютера. Дважды нажать левую кнопку
«мыши» при условии на хождения маркера внутри прямоугольника с надписью «Конфигурация меню», находящегося на экране монитора
компьютера (или можно говорить так: находящегося на рабочем столе Windows).
При этом на экране монитора появляется другая «картинка». В этой новой картинке, появившейся на экране
монитора компьютера, следует выбрать нужную строку и соответствующий прямоугольник в ней (например, «МОТОРТЕСТЕР») и затем
поместив в него маркер «мыши», однократно нажать левую кнопку «мыши» или, что тоже самое, нажать на кнопку с надписью Enter.
Эта кнопка находится в середине клавиатуры компьютера. Таким образом, программа ПЭВМ выполняет следующие шаги алгоритма работы стенда (переходит на новый уровень). 3. Затем следует
щелкнуть левой кнопкой «мыши» по соответствующему прямоугольнику на экране монитора компьютера с надписью «ОК».
После выбора строки и нажатия кнопки «ОК» окно «Конфигурация меню» на экране монитора компьютера закрывается и высвечивается
(под управлением операционной системы стенда) следующая картинка (Рис. 86).
Рис. 86
Для запуска любого модуля необходимо выбрать соответствующий прямоугольник меню и нажать левую кнопку «мыши» при нахождении
маркера «мыши» внутри соответствующего прямоугольника меню (на экране монитора компьютера). При этом в меню Windows выбор
может осуществляться как клавишами t,
I
,
Enter, так и при помощи «мыши». В меню DOS управление осуществляется
только клавишами, причём клавиши f, J, находятся
в правом нижнем углу клавиатуры компьютера. После осуществления выбора в меню
DOS
следует затем нажать для перехода
на следующий шаг алгоритма работы стенда клавишу (кнопку) Enter.
При запуске модуля, для выполнения которого требуется другая операционная система, стенд автоматически осуществит ее
загрузку, а после выхода из запущенного модуля загрузит меню под ее управлением. Для перехода из одного меню в другое служат
соответствующие прямоугольники, высвечивающиеся на экране монитора компьютера с надписями «Меню DOS» и «Меню
Windows».
При нажатии левой кнопки мыши, при условии нахождения маркера в прямоугольнике на экране монитора компьютера с надписью
«ВЫХОД»,
происходит выход из меню. При этом из меню
DOS
- в режим командной строки, а из меню Windows - в рабочий
стол (экран монитора с логотипами). Режим командной строки означает, что на экране компьютера высвечивается перечень прямоугольников
с соответствующими обозначениями. Выделив с помощью клавишей t, 1 необходимый Вам прямоугольник, а затем соответственно нажав
клавишу Enter, Вы таким образом производите смену «картинки» на экране монитора компьютера (или можно говорить - переходите
на другой уровень).
В случае если Вам необходимо выйти на вторую страницу общего списка прямоугольников с надписями режимов, Вам следует
нажать соответственно необходимую кнопку из пары кнопок *-, -*. Нажатие клавиши Enter означает для операционной системы стенда
указание на вход в следующий режим или на ввод команды.
Причём если Вы передумали и решили вернуться к предыдущей «картинке» или на предыдущий шаг алгоритма, то Вам следует
нажать клавишу Esc. Данная клавиша находится в левом верхнем углу клавиатуры компьютера. Нажатие клавиши Esc означает для
операционной системы стенда указание о выходе из данного режима или команды.
Соответственно в меню Windows вместо перечня прямоугольников будет на экране монитора компьютера показан набор «логотипов»,
выбрав необходимый из которых следует установить внутрь его маркер, а затем следует дважды нажать левую кнопку«мыши» или,
выделив с помощью клавиш t, i «логотип >>, нажать затем клавишу Enter.
При любом из вышеуказанных способов, причём лучше с помощью второго, Вы осуществляете переход на другой уровень (осуществляете
смену "картинки" на экране монитора компьютера).
Причём в некоторых случаях на экране монитора возможно появление двух одинаковых по форме прямоугольников с соответствующими
надписями « ДА» и «НЕТ». При этом Вам необходимо выделить с помощью клавиши, 1 необходимый Вам прямоугольник и нажать затем
клавишу Enter. В некоторых случаях на экране компьютера в нижней его части будет появляться «подсказка», указывающая на порядок
нажатия необходимых клавиш при необходимости проведения соответствующих измерений. Эта подсказка может облегчить Вашу работу.
Нажав клавишу Enter, Вы таким образом производите смену «картинки» на экране монитора компьютера (или можно говорить так:
переходите на другой уровень). Нажав клавишу Esc, можно вернуться к предыдущей «картинке».
Выделяя с помощью кнопок f, на экране монитора необходимые Вам группы задач и переходя на выполнение очередной задачи
нажатием кнопки Enter, Вы можете при необходимости выйти из текущей задачи нажатием кнопки Esc.
Работа на мотортестере АМ-1 (функции автомеханика-диагноста)
Следует подключить в соответствии с Рис. 87 стенд к проверяемому автомобилю при неработающем двигателе. Затем запустить
двигатель автомобиля и выполнить необходимые измерения согласно нижеуказанным пунктам.
На Рис. 88 показано, как следует подключаться к клемме «минус» АКБ.
На Рис. 89 показано, как следует подключаться к клемме «плюс» АКБ.
На Рис. 90 показано, как следует подключаться к клеммам катушки зажигания.
На Рис. 91 показано, как следует подключаться к клеммам коммутатора.
На Рис. 92 показано, как следует подключаться к проводу высокого напряжения катушки зажигания.
Рис. 87
Рис. 88
Рис. 89
Рис. 90
Рис. 91
Рис. 92
Рис. 93
Рис. 94
Рис. 95
Рис. 96
Рис. 97
На Рис. 93 показано, как следует подключаться к проводу высокого напряжения, идущему на свечу первого цилиндра ДВС.
На Рис. 94 показано, как следует подключать датчик тока к проводу, идущему с АКБ.
На Рис. 95 показано, как следует подключать датчик давления топлива в системе топливоснабжения ДВС.
На Рис. 96 показано, как следует устанавливать дискету при перезагрузке программного обеспечения стенда.
На Рис. 97 показано, как следует устанавливать СД-диск при перезагрузке программного обеспечения стенда.
Проверка баланса эффективной мощности и мощности механических потерь
Вызвать режим «Баланс мощности».
При необходимости введите в память стенда значение частоты вращения коленчатого вала (KB) двигателя, на которой будет
измеряться баланс мощности (любое число не меньше 700 и не больше значения максимальной частоты вращения KB для данного типа
двигателя или максимум 2000 об/мин).
Запустить двигатель и нажать на педаль управления дроссельной заслонкой до выхода на режим измерений. Стенд ограничивает
максимальную частоту вращения коленчатого вала ДВС.
Диагностирование составляющих баланса мощности - эффективной мощности и мощности механических потерь, производится сравнением
эффективной мощности методом измерения времени управляемых микроконтроллером стенда (с помощью временного шунтирования низковольтной
цепи системы зажигания) микроциклов разгона-выбега ДВС. Значения этих составляющих баланса мощности (эффективной мощности
и мощности механических потерь) должны быть равны для двигателей, работающих на высокооктановых сортах топлива, соответственно
84-86% и 16-14%, а для двигателей, работающих на низкооктановых, - 80-83% и 20-17%.
В процессе испытания двигателя установление значений составляющих баланса мощности происходит через 10 секунд.
|