Карта по диагностике электрооборудования автомобиля
Диагностикой называется процесс определения технического состояния агрегатов, узлов, систем транспортного средства.
Прогнозированием называется процесс определения технического состояния агрегатов, узлов, систем транспортного средства
при последующей эксплуатации.
Отказ объекта прогнозирования возможен либо в результате случайных эксплуатационных воздействий, либо в результате производственных
дефектов. Внезапный характер возникновения таких изменений не позволяет точное их прогнозирование. Поэтому прогнозирование
возможно только в отношении времени наступления форсированного изменения технического состояния агрегатов, узлов, систем
транспортного средства, причем при этом не учитываются случайные эксплуатационные воздействия и производственные дефекты.
Производственные дефекты в основном выявляются на пробеге до окончания приработки. Форсированные изменения протекают быстрее,
чем естественное изнашивание.
Предлагаемая концепция диагностики и прогнозирования технического состояния автомобилей разрабатывалась не «с
нуля», а связана с разработкой и практической реализацией методов, средств и алгоритмов диагностики и прогнозирования.
Существуют два подхода к диагностике и прогнозированию.
Первый подход основывается только на математических моделях объектов диагностики и прогнозирования.
Второй подход более эффективен, причем при нем в первую очередь используются диагностические матрицы и таблицы, а также
методы распознавания образов технического состояния, которые заключаются в сравнении рассматриваемого образа с эталонным
образом, а во вторую очередь используется в необходимом объеме математический аппарат.
При реализации обоих подходов анализируются отклонения дискретных и непрерывных изменений величин диагностических параметров
от их номинальных значений. При этом учитываются такие свойства диагностических параметров, как информативность, однозначность, чувствительность, стабильность, а также
учитывается повторяемость отклонений диагностических параметров.
Проблемы разработки диагностических матриц заключаются в обеспечении их эффективности при решении задач диагностики.
Диагностическая матрица описывает связи между диагностическими параметрами, которые расположены, например, по крайней строке
матрицы, а также перечнем возможных неисправностей объекта диагностики, который расположен, например, по крайнему столбцу
матрицы. Причем единица в месте пересечения определенной строки и столбца матрицы указывает на определенную взаимосвязь между
диагностическими параметрами и возможными неисправностями объекта диагностики.
Проблемы разработки диагностических таблиц заключаются в обеспечении их эффективности при решении задач диагностики.
В диагностических таблицах указаны перечни возможных неисправностей объекта диагностики и методы их устранения.
Второй подход к диагностике и прогнозированию используется также и при разработке интеллектуальных систем принятия
решений, которые пока не полностью готовы к опубликованию.
Пример диагностической таблицы (карты) по диагностике электрооборудования, которая разработана.
и которая переработана в 2003 году. Карта предлагается для использования заинтересованными организациями.
Карта по диагностике электрооборудования
Дата выполнения «____ »________ 200__ г. Наряд- заказ №___________________
Тип, марка, модель и серия транспортного
средства__________________________________________________________
Гос. номер____________________ VIN___________________________________
а/м________________________________________________________________
Год выпуска________________________________________________________
№ и модель двигателя________________________________________________
Пробег__________________ км. Шасси (рама) №__________________________
Кузов №____________________________________________________________
Собственник транспортного средства____________________________________
Адрес_________________________________________ Тел._______________
Представитель собственника транспортного
средства__________________________________________________________
Адрес.________________________________________ Тел._________________
Регистрационный
документ_____________________________ Серия___________ Номер_______
Зарегистрирован в ГИБДД (подразделение)___________________________
Серия_________________ Номер_______________________________________
Место проведения
диагностики________________________________________________________
Первичная или повторная карта диагностики_________________________________
Должность, имя, отчество, фамилия сотрудника, проводившего диагностику_______________________________________________________
Наименование параметра, единица измерения
|
Идентиф. номер проверки
|
Сведения о проведении проверки
|
Допустимое значение
|
Фактическое значение
|
Заключение
|
В соответствии с правилами оформления внутреннего стандарта автопредприятия (СТП) следует оформить таблицу и внести в
неё необходимые Вам данные.
Перечень параметров, подлежащих проверке
Комплектность системы зажигания.
Состояние замка зажигания, предохранителей.
Напряжение питания на элементах системы зажигания.
Состояние высоковольтных проводов системы зажигания, их разъёмов и соединителей (отсутствие трещин,
отсутствие жесткости, наличие сопротивления изоляции более 15 кОм, отсутствие несоответствующего состояния наконечников,
наличие соответствующей фиксации наконечников, соответствующего их контакта, отсутствие обрыва проводов, замыкания на массу,
повреждения их изоляции, замыкания на источник напряжения, защемления, контакта с острыми кромками и нагретыми частями).
Состояние низковольтных проводов системы зажигания, их разъёмов и
соединителей (отсутствие трещин, отсутствие жесткости, отсутствие несоответствующего состояния контактов, наличие соответствующей
фиксации контактов, отсутствие обрыва проводов, замыкания на массу, повреждения их изоляции, замыкания между собой, замыкания
на источник напряжения, защемления, контакта с острыми кромками и нагреты ми частями).
Состояние катушки (модуля катушек) системы зажигания (отсутствие несоответствующей фиксации разъемов
и соедините лей, отсутствие загрязнения катушки или модуля катушек, со единений, отсутствие углеродных дорожек, трещин, отсутствие
несоответствующей фиксации корпуса и контакта, соединяющего катушку или модуль катушек с массой автомобиля.
Состояние прерывателя-распределителя (отсутствие радиального и тангенциального люфтов вала привода, отсутствие износа
профиля кулачков, отсутствие несоответствующей упругости подвижного контакта прерывателя, отсутствие бугорков и дефектов
контактов прерывателя, отсутствие несоответствующего прилегания контактов прерывателя, отсутствие люфта подвижного контакта
прерывателя, отсутствие несоответствующей фиксации соединений, загрязнения, отсутствие обрыва проводов, повреждения их изоляции,
замыкания на массу, замыкания между собой, замыкания на источник напряжения, защемления, контакта с острыми кромками и нагретыми частями, вращающимися
частями, отсутствие трещин, углеродных дорожек, загрязнения, повреждения и люфта ротора, отсутствие несоответствующего состояния
конденсатора или фиксации его контактов).
Состояние датчика-распределителя (отсутствие радиального и тангенциального люфтов вала привода,
отсутствие радиального люфта экрана, наличие соответствующего сигнала на выходе дат чика Холла или магнитоэлектрического
датчика, отсутствие несоответствующей фиксации соединений, отсутствие загрязнения, отсутствие обрыва проводов, замыкания
на массу, повреждения их изоляции, замыкания между собой, замыкания на источник напряжения, защемления, контакта с острыми
кромками, нагретыми и вращающимися частями, отсутствие трещин, углеродных дорожек, загрязнения, повреждения и люфта ротора).
Состояние крышки прерывателя-распределителя (датчика- распределителя) системы зажигания (отсутствие
несоответствующего состояния, прилегания и силы нажатия уголька, отсутствие трещин, загрязнения, углеродных дорожек).
Сигналы управления в бесконтактной системе зажигания (системе непосредственного зажигания) (отсутствие
их несоответствующей формы и величины, перебоев, отсутствие несоответствующего порядка их следования).
Состояние датчиков числа оборотов, ВМТ, фазы, температуры, расхода воздуха (отсутствие повреждения и
загрязнения датчиков, отсутствие повреждения и загрязнения разъемов, проводов, экранов, отсутствие несоответствующей фиксации
со единений, отсутствие обрыва проводов, замыкания на массу, повреждения изоляции, замыкания между собой, замыкания на источник
напряжения, защемления, контакта с острыми кромками и нагретыми частями, вращающимися частями, отсутствие несоответствующей
формы и величины сигналов, перебоев в их образовании, отсутствие несоответствующего состояния разъёмов и соединителей).
Состояние свечей зажигания (отсутствие повреждений изолятора и электродов, отсутствие износа электродов, наличие
соответствия свечей зажигания техническим условиям на ДВС, отсутствие несоответствующего зазора между электродами свечей
зажигания, наличия соответствующего цвета и состава нагара на свечах зажигания после работы ДВС, отсутствие не соответствующих
характеристик искрообразования при максимальном рабочем давлении в камере сгорания ДВС).
Начальный угол опережения зажигания при частоте вращения коленвала 800-900 оборотов в минуту.
Угол опережения зажигания при частоте вращения коленвала 1000-1100 оборотов в минуту.
Угол замкнутого состояния контактов прерывателя.
Угол накопления энергии.
Асинхронизм искрообразования.
Максимальное вторичное напряжение катушки зажигания батарейной системы зажигания.
Сопротивление обмоток катушки (модуля катушек) зажигания.
Пробивные напряжения на свечах зажигания (наличие их одинаковой величины).
Отсутствие перебоев искрообразования на холостом ходу и на мощностных режимах.
Состояние центробежного регулятора угла опережения зажигания (характеристики, техническое состояние).
Состояние вакуумного регулятора угла опережения зажигания (характеристики, техническое состояние).
Крепление проводов, экранов проводов системы зажигания.
Комплектность системы энергоснабжения и системы пуска.
Состояние аккумуляторной батареи (отсутствие несоответствующего уровня и состояния электролита, степень
заряженности, состояние клемм и вентиляционных отверстий, отсутствие загрязненности).
Напряжение на клеммах аккумулятора в состоянии пуска.
Напряжение, ограничиваемое регулятором (без нагрузки).
Напряжение, ограничиваемое регулятором (с нагрузкой).
Крепление и состояние провода массы, проводов системы энергоснабжения (отсутствие обрыва проводов, замыкания на
массу, повреждения изоляции, замыкания между собой, замыкания на источник напряжения, защемления, контакта с остры ми кромками
и нагретыми частями, вращающимися частями).
Токи утечки при выключенном состоянии электрооборудования автомобиля.
Натяжение и состояние ремня.
Отсутствие перекоса шкивов.
Пульсации выпрямленного напряжения на выходе генератора.
Отсутствие шума генератора и его привода при работе ДВС.
Сопротивление и токи потребления потребителей и электрических цепей.
Характеристики стартера (наличие соответствующей мощности, отсутствие шума при работе, наличие соответствующей
частоты вращения при пуске ДВС).
Крепление стартера и наконечников проводов на его клеммах, состояние проводов системы пуска, разъёмов
и соединителей (отсутствие обрыва проводов, замыкания на массу, повреждения изоляции, замыкания между собой, замыкания на
источник напряжения, защемления, контакта с острыми кромками и нагретыми частями, вращающимися частями).
Функционирование транспаранта системы энергоснабжения.
Диагностику электрооборудования автомобиля следует дополнить проверкой работоспособности во время контрольного пробега
автомобиля. Также следует запускать соответствующие тесты на циклическое выполнение диагностики для поиска непостоянных неисправностей.
При выполнении диагностики следует применять имеющиеся инструкции по локализации неисправностей, устранению выявленных мелких
неисправностей и ремонту.
|