|
623459, Свердловская область, Каменск-Уральский, ул.Механизаторов, 25
(3439) 376-222, (3439) 376-597, (3439) 376-343, (3439) 376-598
[email protected]
|
|
|
|
|
|
|
Предупреждение и проверка токсичности отработавших газов
Полностью исключить наличие токсичности в отработавших газах двигателя внутреннего сгорания нельзя. Предупредить излишнее
относительно нормы количество токсичных веществ можно путем соблюдения режимов технического обслуживания, периодичности проведения
регулировок и качественного их выполнения; снижения расхода топлива; повышения качества ремонта. Следует отметить, что повышение
токсичности отработавших газов при большом расходе топлива происходит из-за неправильной регулировки карбюратора, засорения
воздушных фильтров, повышения уровня топлива в поплавковой камере карбюратора. На расход топлива и на токсичность влияет
также техническое состояние газораспределительного механизма — изменение тепловых зазоров и подгорание выпускных клапанов,
а также система зажигания — изменение зазоров в прерывателе-распределителе и свечах зажигания.
У некоторых автомобилей при обслуживании больниц, курортов двигатели оборудуют системами нейтрализации выпускных газов.
Снижение концентрации токсичных веществ здесь достигается воздействием на рабочий процесс и применением устройств для нейтрализации
и очистки газов в выпускном трубопроводе — нейтрализаторов и очистителей.
Нейтрализаторы бывают термические и каталитические. В них происходят химические реакции, в результате которых уменьшается
количество газовых компонентов токсичных веществ. Механические и водяные очистители применяют для очистки газов от сажи и
капелек масла.
Термический нейтрализатор представляет собой камеру сгорания, которая размещается в выпускном тракте двигателя для дожигания
продуктов неполного сгорания топлива. Такой нейтрализатор устанавливают на месте выпускного трубопровода. Однако термические
нейтрализаторы на режимах холостого хода и малых нагрузках малоэффективны, так как температура выпускных газов недостаточна
для быстрого протекания реакции.
Каталитические нейтрализаторы более эффективны, в них применены катализаторы из благородных металлов — платины и палладия,
родия. Эти катализаторы обеспечивают более высокую скорость окисления СО и СН при невысоких температурах. У выпускных газов
при этом почти исчезает неприятный запах, сгорает сажа. Катализаторы на базе обычных металлов уступают предыдущим по активизации
процессов окисления при невысоких температурах. В каталитическом нейтрализаторе выпускные газы поступают в камеру и в контактную
зону коробки катализатора, очищенные газы поступают в атмосферу. Коробка сменная, рассчитана на 1500—2000 ч работы и обеспечивает
очистку газов почти на 75
%.
При втором ТО коробку очищают. Для этого газовой горелкой ее нагревают до температуры
800—900° С и выжигают сажу.
Предусмотрено оборудование всех современных автомобильных карбюраторных двигателей, автомобильных дизелей системами нейтрализации
отработавших газов при работе в карьерах, на рудниках, где недостаточен воздухообмен.
Снизить токсичность отработавших газов позволяет применение форкамерно-факельного зажигания карбюраторных двигателей,
а также работающих на газе автомобилей, электромобилей, двигателей с двухстадийным сгоранием топлива; разработка и применение
малотоксичных антидетонаторов, противодымных присадок к топливу.
Закон об охране атмосферного воздуха устанавливает, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферу автомобилями, самолётами
и другими передвижными средствами и установками
должны контролироваться с целью сокращения содержания вредных веществ. Производство и эксплуатация машин, в выбросах двигателей
которых содержание загрязняющих и токсичных веществ превышает установленные нормативы, не допускается. Нарушение этих правил
влечет за собой административную, материальную и уголовную ответственность. Действует ГОСТ 25478—82 «Допустимые нормы содержания
окиси углерода и дым-ности отработавших газов», который содержит необходимые для контроля токсичности данные (табл. 7).
7. Нормы объемной окиси углерода (СО) в отработавших газах автомобилей, %, не более
|
Режим работы двигателя
|
Период выпуска автомобилей
|
до 01.07.1978 г.
|
,; 01.07.1978 г. до 01.01.19SO г.
|
после 01.01.1980 г.
|
Минимальная частота вращения коленчатого вала
|
3,5
|
2,0
|
1,5
|
Частота вращения коленчатого вала, равная 0,8 номинальной
|
2,0
|
1,5
|
1,0
|
Проверку содержания окиси углерода в отработавших газах выполняют на прогретом двигателе в режиме холостого хода и при
частоте вращения коленчатого вала, равной 0,8 номинальной. Полученные данные сравнивают со значениями табл. 7. Для проверки
применяют газоанализаторы моделей И-СО НИИАТ, ГАИ-1, НИИАТ-651 и другие. Увеличенное содержание окиси углерода на малой частоте
вращения коленчатого вала двигателя свидетельствует о неправильной регулировке системы холостого хода карбюратора, а на большой
частоте вращения — о неисправности главной дозирующей системы или неплотности прилегания клапанов экономайзера и ускорительного
насоса.
На двигателях автомобилей ИЖ-2715, ВАЗ-2121, ВАЗ-2109, УАЗ-31512 устанавливают карбюраторы, имеющие системы снижения
токсичности отработавших газов. Снижение токсичности обеспечивается уменьшением расхода топлива. Электронный блок
13
(рис.
1) такой системы управляет электромагнитным клапаном
12,
который на режимах принудительного холостого хода (ПХХ) закрывает
топливный жиклер, прерывая подачу топливной смеси. Регулировки карбюраторов таких автомобилей выполняют одновременно с
регулированием содержания окиси углерода в отработавших газах.
Рис. 1. Система снижения токсичности отработавших газов автомобиля ВАЗ-2109:
1
— карбюратор; 2 — воздушная заслонка;
3
— пусковое устройство;
4
— прокладка; 5 — тепловой экран;
6
— впускная труба; 7 — подогрев системы холостого хода;
8
— винт качества смеси; 9 — рычаг привода дроссельных
заслонок;
10 —
упорный винт;
11
— канал системы холостого хода;
12
— электромагнитный клапан;
13
— блок управления;
14
— выключатель зажигания;
15
— аккумуляторная батарея;
16 —
электронный коммутатор;
17 —
катушка зажигания;
18
— провода высокого напряжения;
19 —
датчик-распределитель
|
|