Техническое обслуживание и устранение неисправностей смазочной системы
При ЕО проверяют уровень масла в поддоне двигателя и при необходимости доливают. Проверяют давление масла по показаниям
приборов. После пробега первых 500—700 км у двигателя УЗАМ-412Э заменяют масло в поддоне.
При первом ТО-1 после обкатки заменяют масляный фильтр и масло в поддоне у двигателей ВАЗ-2121, ВАЗ-2108 и УМЗ-4146.10.
В дальнейшем эти операции у двигателей УЗАМ-412Э, ВАЗ-2121 и ВАЗ-2108 повторяют при ТО-1. У двигателя УЗАМ-412Э промывают
смазочную систему при сильном загрязнении масла или переходе на другой сорт масла.
Через два ТО-1 у двигателя ВАЗ-2108 очищают и промывают детали системы вентиляции картера. У двигателя УМЗ-4146.10 заменяют
масло в поддоне и масляный фильтр.
При ТО-2 у двигателей УЗАМ-412Э и ВАЗ-2121 дополнительно к операциям ТО-1 очищают и промывают детали вентиляции картера.
Через одно ТО-2 промывают детали вентиляции картера у двигателя УМЗ-4146.10.
Уровень масла в поддоне при проверке должен быть в пределах меток на маслоизмерительном щупе. Масло заменяют на прогретом
двигателе при снятой крышке маслозаливной горловины. На двигателе УЗАМ-412Э одновременно отвертывают пробку на корпусе масляного
фильтра. После слива масла на этом двигателе вывертывают крепежный болт, снимают корпус фильтра, промывают его и устанавливают
на место, предварительно заменив фильтрующий элемент. На двигателях ВАЗ и УМЗ фильтр заменяют в сборе. При этом корпус фильтра
заворачивают от руки. После слива масла и замены фильтра завертывают пробку поддона двигателя и заливают свежее масло.
Для промывки смазочной системы заливают в поддон до метки «min» на щупе индустриальное масло И-12А или веретенное АУ.
Двигатель в этом случае не запускают. Вывертывают свечи, стартером или рукояткой вращают коленчатый вал в течение 1—2 мин.
Затем сливают промывочное масло, меняют фильтр и заливают свежее масло.
К неисправностям смазочной системы относятся пониженное или повышенное давление масла, подтекание его в соединениях.
Давление масла в системе контролируют по показаниям приборов. При внезапном падении давления масла сразу же останавливают
двигатель, проверяют уровень масла в поддоне.
При нормальном уровне правильность показаний указателя давления масла проверяют контрольным манометром с ценой деления
не более 0,05 МПа, установив его вместо датчика. Давление масла должно соответствовать значениям, указанным в табл. 8. Резкое
снижение давления масла может быть вызвано обрывом маслозаборника, пробоем поддона картера, поломкой масляного насоса или
обрывом его привода. У автомобиля ИЖ-2715 может быть поврежден корпус масляного фильтра при случайном наезде на препятствие,
а у автомобиля УАЗ-31512 может нарушиться герметичность маслопроводов, идущих к масляному радиатору.
Причинами постепенного уменьшения давления масла могут быть понижение его уровня или разжижение, износ шестерен масляного
насоса, неплотное закрытие редукционного клапана или его заедание в открытом положении, большие зазоры в коренных и шатунных
подшипниках коленчатого вала. В этом случае проверяют редукционный клапан, состояние его пружины, шарика или плунжера, наличие
загрязнений. При необходимости снимают масляный насос с двигателя, разбирают, неисправные детали заменяют. При наличии зазоров
в коренных и шатунных подшипниках коленчатого вала заменяют вкладыши, восстанавливают коленчатый вал или заменяют его.
Повышение давления масла в системе возможно из-за загрязнения маслопроводов, применения другого, более вязкого масла
или неисправности редукционного клапана. В этом случае маслопроводы промывают, регулируют клапан, заливают масло соответствующей
вязкости.
Увеличенный расход масла на угар является следствием износа цилиндропоршневой группы. Норма расхода масла на угар для
легковых автомобилей составляет 2,4 л на 100 л общего расхода топлива, а для автомобилей ВАЗ —0,8 л.
|