|
623459, Свердловская область, Каменск-Уральский, ул.Механизаторов, 25
(3439) 376-222, (3439) 376-597, (3439) 376-343, (3439) 376-598
[email protected]
|
|
|
|
|
|
|
Техническое обслуживание и устранение неисправностей системы охлаждения и пускового подогревателя
Система охлаждения. При ЕО проверяют уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке системы охлаждения.
При ТО-1 у двигателей УЗАМ-412Э, ВАЗ-2121 и УМЗ-4146.10 проверяют натяжение ремня вентилятора. Проверку осуществляют
на ветви между генератором и вентилятором с помощью специального приспособления с динамометром. У двигателей УЗАМ-412Э и
УМЗ-4146.10 прогиб ремня должен быть в пределах 8—10 мм при усилии 40 Н, а у двигателя ВАЗ-2121— в пределах 10—15 мм при
усилии 100 Н. При необходимости выполняют регулировки, перемещая корпус генератора. У двигателя ВАЗ-2108 проверять натяжение
ремня вентилятора нет необходимости, так как он имеет электропривод.
Через два ТО-1 на двигателе УМЗ-4146.10 смазывают подшипник водяного насоса.
В качестве охлаждающей жидкости для двигателей легковых автомобилей используют всесезонную низкозамерзающую жидкость
марки Тосол-А40М или Тосол-А65М. Жидкость представляет собой смесь специального концентрата Тосол-А с дистиллированной водой
в определенной пропорции. Концентрат Тосол-А состоит из этиле гликоля с комплексом присадок, улучшающих антикоррозионные,
антифрикционные и антивспенивающие свойства. Плотность Тосола-А при температуре 20°С находится в пределах 1120—1140 кг/м
3
.
Имеется определенная зависимость между количеством концентрата в смеси, а значит и ее плотностью, и температурой застывания
полученной жидкости. При смешивании такого концентрата с дистиллированной водой в соотношении 1:1 получается жидкость с температурой
застывания —35° С. Низкозамерзающую жидкость можно приготовить для любых условий эксплуатации, получая раствор необходимой
плотности (табл. 12). Измеряют плотность жидкости с помощью денсиметра, а процентное содержание в ней этиленгликоля и температуру
застывания — гидрометром. При этом минимальную температуру застывания охлаждающая жидкость имеет при концентрации этиленгликоля
66,3
%.
При дальнейшем увеличении содержания этиленгликоля температура застывания жидкости повышается.
12. Зависимость плотности и температуры застывания тосола от его состава
|
Концентрация этиленгликоля,
|
Плотность при 20°С, кг/м
|
Температура застывания, °С
|
Концентрация этиленгликоля, %
|
Плотность при 20° С, кг/м
3
|
Температура застывания, ° С
|
26,4
|
1034
|
— 10
|
66,3
|
1087
|
—68
|
36,4
|
1051
|
—20
|
72,1
|
1092
|
—60
|
45,6
|
1063
|
—30
|
78,4
|
1098
|
—50
|
52,6
|
1071
|
—40
|
85,4
|
1104
|
—40
|
58,0
|
1078
|
—50
|
90,0
|
1108
|
—30
|
63,1
|
1083
|
—60
|
97,8
|
1112
|
—20
|
При проверке уровня охлаждающей жидкости следят за тем, чтобы в расширительном бачке этот уровень был на 3—4 см выше
метки «min». Проверку проводят на холодном двигателе, так как на горячем уровень может быть выше за счет расширения жидкости
при нагревании. Доливают жидкость той же марки в расширительный бачок. Допускается доливать дистиллированную воду после проверки
плотности.
На двигателе УМЗ-4146.10 в качестве охлаждающей жидкости Допускается применять воду. При этом во избежание образования
накипи на стенках рубашки блока и головки цилиндров, а также на трубках радиатора применяют мягкую воду. Мягкая вода содержит
до 3 мг • экв солей кальция или магния в 1 л.
Всесезонную низкозамерзающую охлаждающую жидкость Тосол-А40М или Тосол-А65М нужно менять через два года эксплуатации
или через 60000 км пробега. При замене охлаждающей жидкости промывают систему. Сливают жидкость при снятой пробке радиатора
и открытом кране отопителя. У каждого двигателя по две сливные пробки: одна из них находится на нижнем бачке радиатора, другая
— на блоке цилиндров с правой стороны у двигателей УЗАМ-412Э и УМЗ-4146.10 и с левой — у двигателей ВАЗ. Пробку сливного
отверстия радиатора отворачивают двумя ключами. Одним из них удерживают штуцер пробки, впаянный в бачок радиатора. Для удаления
остатков жидкости в расширительном бачке и шланге, соединяющем его с радиатором, снимают шланг или, отсоединив бачок, поднимают
его на соответствующую высоту.
После слива жидкости заполняют систему охлаждения водой, запускают двигатель и прогревают его до рабочей температуры.
Останавливают двигатель и сливают горячую воду. После охлаждения двигателя эти операции повторяют. Промывают систему и заполняют
ее охлаждающей жидкостью, рекомендованной заводом-изготовителем. Заливают жидкость сначала через горловину радиатора, а затем
через горловину расширительного бачка до необходимого уровня. У двигателя ВАЗ-2108 на верхнем бачке радиатора нет заливной
горловины, поэтому всю жидкость заливают через горловину на расширительном бачке. Несколько раз запускают двигатель и дают
ему возможность поработать 5—10 мин для того, чтобы были вытеснены пузырьки воздуха, попавшие в систему при заливке. После
этого при необходимости доливают жидкость в расширительный бачок.
При работе с тосолом необходимо соблюдать меры предосторожности, не допуская попадания его на руки или другие незащищенные
места. При попадании жидкости на кожу ее сразу смывают струей воды. Тосол может повредить лакокрасочные покрытия, поэтому
при открытии пробки радиатора следят, чтобы жидкость не попала на окрашенные поверхности радиатора, оперения кузова.
Возможными неисправностями системы охлаждения являются расслоение, вытягивание приводного ремня вентилятора, течь радиатора,
соединительных патрубков, износ или повреждение уплотнительной манжеты водяного насоса, нарушение работоспособности термостата,
отложение накипи на внутренних стенках рубашки охлаждения блока, головки и трубок радиатора.
При расслоении и чрезмерном вытягивании приводного ремня его заменяют. При появлении течи охлаждающей жидкости из радиатора
его осматривают и отмечают место утечки жидкости. Радиатор снимают. Трубки, имеющие течь, запаивают. Неподдающиеся ремонту
трубки заменяют. Если вышли из строя одна-две трубки, то их можно просто заглушить. При замене трубок отпаивают верхний и
нижний бачки радиатора от сердцевины. Отпаивают от сердцевины дефектные трубки и вынимают их. Затем
устанавливают новые трубки. Концы их развальцовывают и припаивают к опорным пластинам сердцевины. Устанавливают на место
и припаивают верхний и нижний бачки радиатора.
При износе уплотнительной манжеты водяного насоса наблюдается подтекание жидкости через дренажное отверстие в нижней
части его корпуса. Изношенную манжету заменяют.
У термостата возможно несвоевременное открытие клапана, что может привести к перегреву или переохлаждению двигателя.
Для проверки работоспособности термостата следят за состоянием нижнего бачка радиатора. После пуска холодного двигателя нижний
бачок начинает прогреваться при исправном термостате после достижения температуры охлаждающей жидкости 80—85°С, т. е. когда
откроется клапан термостата. Для более детальной проверки термостат достают и проверяют в емкости с жидкостью, постепенно
нагревая ее и наблюдая за открытием клапанов. Температуру жидкости контролируют ртутным термометром.
При длительном использовании в качестве охлаждающей жидкости воды в системе охлаждения может образоваться слой накипи,
ухудшающий условия теплоотвода, что приводит к перегреву двигателя. Поэтому систему охлаждения двигателей УМЗ-4146.10 при
использовании воды в качестве охлаждающей жидкости рекомендуется раз в год промывать для удаления из нее накипи и осадков.
Удаляют накипь, промывая систему сильной струей воды. При этом двигатель и радиатор промывают раздельно. Перед промывкой
достают термостат из патрубка, отсоединяют шланги от радиатора, вывертывают из блока сливной краник вместе со штуцером. Направление
струи должно быть обратным направлению движения охлаждающей жидкости. Промывают блок и головки блока до тех пор, пока из
них не пойдет чистая вода. Радиатор промывают при закрытой пробке, воду подводят сначала к верхнему патрубку, чтобы удалить
в первую очередь осадок из нижнего бачка, а затем к нижнему патрубку. Промывают струей воды и продувают сжатым воздухом сердцевину
радиатора.
Для промывки и очистки системы охлаждения от накипи без разборки применяют следующий способ. Раствор, содержащий 0,2
кг хромового ангидрида или хромпика на 10 л воды, заливают в систему охлаждения двигателя на 7—10 ч. Затем двигатель запускают
и дают ему поработать 15—20 мин на малой частоте вращения коленчатого вала. Сливают раствор и промывают систему горячей водой.
Пусковой подогреватель. При ЕО проверяют отсутствие подтекания охлаждающей жидкости и топлива в соединениях трубопроводов,
шлангов, кранов. При ТО-2 осматривают и проверяют крепление подогревателя, приборов управления, состояние шлангов, действие
краников.
При СО перед зимним сезоном эксплуатации котел подогревателя снимают с автомобиля, очищают от грязи, промывают жидкостные
рубашки котла, прочищают дренажную трубку,
продувают газоходы, отвертывают и очищают резьбу пробки заливной воронки котла, очищают от грязи насадок и лоток. При
СО перед летним сезоном эксплуатации вывертывают пробку заливной воронки котла, смазывают и устанавливают на место.
Возможные неисправности пускового подогревателя устраняют в соответствии с табл. 13.
13. Возможные неисправности пускового подогревателя автомобиля УАЗ-31512
|
Неисправность
|
Причина
|
Способ устранения
|
Подогреватель не запускается
|
Нет напряжения на клеммах проводов, подводящих ток к запальной свече Недостаточное напряжение батареи аккумуляторов
Неисправны запальная свеча, контрольная спираль накаливания
|
Определяют место повреждения электрической цепи и устраняют неисправность Подзаряжают батарею аккумуляторов
Проверяют и при необходимости заменяют свечу или спираль
|
Затухание горения, срыв пламени
|
Засорен топливопровод мала
подача топлива
|
Снимают топливопровод и промывают
Увеличивают открытие топливного краника
|
Интенсивное дымление через выхлопной насадок
|
Отложение нагара в камере сгорания котла подогревателя Медленное вращение электродвигателя вентилятора
|
Удаляют нагар и продувают котел сжатым воздухом Проверяют напряжение на выводах электродвигателя вентилятора.
Подзаряжают батарею аккумуляторов
|
|
|