|
623459, Свердловская область, Каменск-Уральский, ул.Механизаторов, 25
(3439) 376-222, (3439) 376-597, (3439) 376-343, (3439) 376-598
[email protected]
|
|
|
|
|
|
|
Техническое обслуживание и устранение неисправностей системы электропитания
Электрооборудование отечественных легковых автомобилей выполнено по однопроводной схеме и представляет собой комплекс
взаимосвязанных систем, механизмов и приборов, обеспечивающих безотказную работу, безопасность движения, автоматизацию рабочих
процессов автомобиля и нормальные условия труда водителя. Параметры основных приборов электрооборудования приведены в табл.
14.
14. Параметры основных приборов электрооборудования легковых автомобилей
|
Система, прибор
|
Автомобиль
|
ИЖ-2715
|
ВАЗ-2121
|
ВАЗ-2109
|
УАЗ-31512
|
Система электропитания
|
|
|
|
|
Батарея аккумуляторов
|
6СТ-55А
|
6СТ-55А
|
6СТ-55А
|
6СТ-60ЭМ
|
Количество заливаемого электролита, л
|
3,8
|
3,8.
|
3,8
|
3,8
|
Значение тока заряда, А:
|
|
|
|
|
первого
|
4,0
|
4,0
|
4,0
|
4,0
|
последующего (тренировочного)
|
5,0
|
5,5
|
5,0
|
6,0
|
Генератор
|
58.3701
|
Г-221
|
37.3701
|
Г-250П2
|
Регулятор напряжения
|
Я-112А
|
РР-380
|
|
РР-132А
|
Номинальное напряжение бортовой сети, В
|
12
|
12
|
12
|
12
|
Комбинация приборов
|
ИЖ-КП-2
|
ВАЗ-2103
|
ВАЗ-2108
|
|
Система пуска
|
|
|
|
|
Стартер
|
СТ-117А
|
СТ-221
|
29.3708
|
СТ-230-БЗ
|
Выключатель стартера и приборов
|
ВК-347
|
ВК-350
|
2108-3704005-40
|
ВК-330
|
Реле включения стартера (дополнительное)
|
РС-14
|
—
|
113.3747— 10
|
РС-230
|
Система зажигания
|
|
|
|
|
Распределитель зажигания
|
Р-147А (УЗАМ-4123) Р-147В (УЗАМ-412ДЭ)
|
30.3706
|
40.3706
|
33.3706
|
Датчик-распределитель
|
|
|
40.3706
|
33.3706
|
Направление вращения ротора распределителя зажигания
|
Левое
|
Правое
|
Левое
|
Левое
|
Зазор между контактами прерывателя, мм
|
0,4—0,5
|
0,35—0,45
|
—
|
—
|
Угол замкнутого состояния контактов, град.
|
47,5—52,5
|
52—58
|
—
|
—
|
Катушка зажигания
|
Б-115В
|
Б-117
|
27.3705
|
Б-116
|
Транзисторный коммутатор
|
|
|
36.3704 или 56.3704
|
1302.3734-01
|
Аварийный вибратор
|
—
|
—
|
—
|
5102.3747-01
|
Свечи зажигания
|
А-20ДВ (УЗАМ-412Э) А-17ДВ (УЗАМ-412ДЭ) -
|
А-17ДВ
|
А-17ДВ-10
|
А-11
|
Зазор между электродами свечи, мм
|
0,80—0,95
|
0,5—0,6
|
0,7—0,8
|
0,80—0,95
|
Система электропитания состоит из батареи аккумуляторов и генераторной установки. Правила ввода в действие и технического
обслуживания батарей аккумуляторов легковых автомобилей единые для свинцовых стартерных аккумуляторных батарей.
Генераторная установка является основным источником электрического тока и включает в себя трехфазный генератор переменного
тока со встроенным выпрямителем у автомобилей ИЖ-2716, ВАЗ-2109 или агрегатным у автомобилей ВАЗ-2121 и УАЗ-31512 регулятором
напряжения.
При ЕО генераторной установки проверяют ее исправность по показаниям указателей тока, напряжения или контрольных ламп
разряда батареи. Если после нормального пуска двигателя стартером контрольная лампа разряда сразу погаснет, а стрелка указателя
тока установится на ноль через 15—20 мин, то генераторная установка исправна. У автомобиля ВАЗ-2109 при исправной генераторной
установке и работающем двигателе стрелка указателя напряжения должна находиться в средней зоне шкалы прибора между красными
секторами.
При ТО-1 очищают наружные поверхности генератора и регулятора напряжения. Проверяют крепление генератора на двигателе,
состояние и натяжение приводного ремня.
При ТО-2 выполняют операции ТО-1 и кроме того продувают внутреннюю полость генератора сжатым воздухом для удаления пыли
и проверяют его техническое состояние. Генератор снимают с двигателя, проверяют легкость вращения вала ротора и убеждаются
в отсутствии заеданий и люфтов. Определяют состояние контактных колец, износ и прилегание щеток к кольцам; упругость
пружин щеткодержателей и плавность перемещения щеток. Усилие прижатия щеток к контактным кольцам должно быть в пределах 1,8—2,6
Н для генераторов 58.3701 и Г-250П2, 4,4— для генераторов Г-221 и 37.3701. При длине щеток менее 8 мм заменяют щеткодержатель
вместе со щетками. Контактные кольца очищают ветошью, смоченной бензином или растворителем, при необходимости зачищают мелкозернистой
шлифовальной шкуркой. При износе контактных колец на глубину более 0,5 мм их протачивают.
Генераторы могут иметь и другие неисправности: ослабление приводных ремней, обрыв обмотки возбуждения, межвитковое замыкание
в катушке обмотки возбуждения, замыкание обмотки возбуждения на корпус ротора, обрыв в сети фазовой обмотки статора, межвитковое
замыкание в катушках обмотки статора, замыкание фазовой обмотки статора на корпус, замыкание зажима «+» генератора на корпус,
пробой диодов выпрямительного блока, износ и разрушение подшипников.
Ослабленные приводные ремни натягивают. Обмотки возбуждения ротора проверяют по схемам, показанным на рис. 9. Проверку
диода на пробой выполняют по схеме рис. 10. Исправный диод пропускает ток только в одном направлении, неисправный может вообще
не пропускать ток при обрыве цепи или пропускать в обоих направлениях при коротком замыкании. Пробой диода происходит, как
правило, при перегреве током большой силы, при повышении напряжения генератора, а также при отключении аккумуляторной батареи
во время работы двигателя.
После ТО и ремонта генераторы испытывают на одном из стендов моделей КИ-968, 532М, Э-210 и др. Непосредственно на автомобилях
работоспособность генераторов проверяют с помощью приборов НИИАТ Э-5, Э-214, КИ-1093, КИ-5811 и др. Для этого вывод «+» генератора
подключают к нагрузочному реостату прибора, в цепь которого последовательно включен амперметр, а параллельно — вольтметр.
Другой конец цепи соединяют с корпусом генератора. Запустив двигатель определяют, при какой частоте вращения ротора генератор
развивает номинальное напряжение без нагрузки и под нагрузкой. Частоту вращения ротора определяют умножением частоты вращения
коленчатого вала двигателя, измеренной тахометром, на передаточное отношение от двигателя к генератору, которое для автомобиля
ИЖ-2715 равно 1,69; для автомобилей ВАЗ —2,04 и для автомобиля УАЗ-31512—2,14. Результаты испытаний сравнивают с данными
табл. 15.
Номинальное напряжение генератора можно определить также с помощью вольтметра, подсоединив его между выводом « + » и
корпусом. При этом в качестве нагрузки включают дальний свет фар и устанавливают среднюю частоту вращения коленчатого вала
двигателя.
Рис. 9. Проверка обмотки катушки возбуждения генератора переменного тока:
а
— на обрыв: 1 — контактные кольца ротора;
2
— щуп контрольной лампы;
3
— источник постоянного
тока напряжением 12 В;
4
— контрольная лампа 12 В;
б — на замыкание с корпусом: 1— контактные кольца ротора;
2
—
щуп контрольной лампы напряжением 220 В;
3
— контрольная лампа;
4
— корпус ротора
Рис. 10. Схема проверки диода на пробой:
а
— правильной полярностью:
1
— источник постоянного тока напряжением 12 В;
2 —
конт рольная лампа;
3
— диод;
6
— обратной полярностью: 1 — контрольная лампа;
2
— источник . . постоянного тока напряжением
12 В;
3 —
диод
15. Техническая характеристика генераторов
|
Генератор
|
Номинальное напряжение, В
|
Номинальный ток, А
|
Отдаваемая мощность, Вт
|
Максимальный ток самоограничения при
>> 5000 мин
-1
, А
|
Начальная частота вращения ротора, при которой достигается номинальное напряжение, мин
-1
, не более
|
без нагрузки
|
с номинальной нагрузкой
|
58.3701 и
Г-250П2
|
12,5
|
28
|
630
|
45
|
900
|
2100
|
Г-221 и 37.3701
|
14,0
|
25
|
580
|
42
|
1000
|
2000
|
Генераторные установки автомобилей ИЖ-2715 и ВАЗ-2109 комплектуются бесконтактными электронными регуляторами напряжения
и в эксплуатационных условиях регулировке не подлежат. На автомобилях УАЗ-31512 устанавливают бесконтактный транзисторный
регулятор напряжения РР-132А, который имеет три диапазона настройки регулируемого напряжения. Для изменения диапазона ставят
рычажок переключателя в положение, соответствующее максимальному, среднему или минимальному напряжениям регулировки. Переключатель
расположен на верхней части корпуса регулятора и закрыт заглушкой. Маркировка диапазонов напряжения нанесена на крышке регулятора.
На заводе рычажок переключателя установлен на средний диапазон настройки напряжения. Необходимый диапазон регулируемого напряжения
при эксплуатации автомобиля выбирают в зависимости от состояния батареи аккумуляторов и температуры окружающего воздуха.
При выходе из строя регулятора напряжения РР-132А в пути отсоединяют провод от вывода Ш регулятора напряжения и изолируют
его. Через каждые 15—20 км проводят подзарядку батареи аккумуляторов, для чего на 20—30 мин подключают отсоединенный провод
регулятора напряжения к «массе». Автомобиль при этом должен двигаться со скоростью, обеспечивающей зарядный ток, не превышающий
15—20 А. Движение более 30 мин с полностью возбужденным генератором недопустимо, так как может привести к интенсивному выкипанию
дистиллированной воды из электролита и выходу из строя батареи аккумуляторов.
Генераторная установка автомобиля ВАЗ-2121 укомплектована вибрационным двухступенчатым регулятором напряжения РР-380,
работающим совместно с реле контроля заряда аккумуляторной батареи РС-702, к которому подключена контрольная лампа. При проверке
и регулировке регулятора напряжения
РР-380 первоначально зачищают его контакты, а затем проверяют и при необходимости регулируют зазоры между якорьком и
сердечником катушки, а также между нижними контактами. Зазоры должны быть соответственно в пределах 1,4+0,7 мм и 0,45±0,1
мм.
Зазор между якорьком
1
(рис. 11, а) и сердечником катушки 2 регулируют отверткой после ослабления гайки
4
перемещением
стойки
3
вверх или вниз. Зазор между нижними контактами (рис. 11, б) регулируют смещением отверткой держателя нижнего
контакта. Для повышения напряжения зазор между якорьком и сердечником увеличивают, для снижения — уменьшают, сохраняя при
этом зазор для нижних контактов в установленных пределах. Отрегулировать напряжение можно и с помощью пружины якорька, изменяя
натяжение. Таким образом изменением зазора выполняют грубую регулировку регулятора напряжения, а изменением натяжения пружины
— тонкую.
Если же при работающем двигателе контрольная лампа горит постоянно, то одной из причин может быть короткое замыкание
диодов выпрямителя генератора. Для проверки выключают зажигание и снимают провод с клеммы батареи аккумуляторов. В случае
пробоя диода в момент отсоединения провода с клеммы будет слышен щелчок в реле РС-702. Такой же щелчок будет слышен в момент
подключения провода к батарее аккумуляторов. Если все исправно, а контрольная лампа постоянно горит, то регулируют само реле
РС-702. Для регулировки момента размыкания контактов реле РС-702 развальцовывают крышку корпуса реле, снимают ее и зачищают
контакты реле шкуркой и продувают сжатым воздухом. Затем подключают напряжение и, плавно меняя его реостатом, доводят до
5,0—5,7 В. Если контакты разомкнутся при напряжении более 5,7 В, уменьшают зазор между якорьком и сердечником подгибанием
вниз верхней части стойки неподвижного контакта. В случае размыкания контактов при напряжении менее 5 В, увеличивают зазор.
Номинальная величина зазора 0,3—0,4 мм.
Работоспособность интегрального регулятора напряжения проверяют с помощью лампы мощностью 1—3 Вт и источника питания
постоянного тока по схеме, представленной на рис. 12. Регулятор напряжения снимают с генератора вместе со щеткодержателем,
так как при этом можно сразу определить обрывы выводов щеток и плохой контакт между выводами регулятора и щеткодержателя.
К выводам Б и В и к «массе» присоединяют источник питания
1
сначала напряжением 12 В, а затем 15—16 В. К щеткам подключают
лампу. Если регулятор исправен, то в первом случае лампа
3
будет гореть, во втором — нет. Если лампа горит в обоих
случаях, то регулятор пробит и его следует заменить. Если лампа не горит в обоих случаях, то в регуляторе имеется обрыв или
нет контакта между выводами щеток и регулятора напряжения.
Для восстановления контакта зачищают выводы щеток и регулятора напряжения.
Рис. 11. Регулировка зазоров в регуляторе напряжения РР-380:
а
— между якорьком и сердечником:
1
— якорек;
2
— катушка реле;
3
— подвижная стойка;
4
— гайка крепления стойки;
5 —
отвертка;
б
— между нижними контактами:
1
— нижний контакт подвижной стойки;
2
— подвижная стойка;
3
— гайка крепления стойки и держателя нижнего
контакта;
4 —
отвертка
Рис. 12. Схема проверки интегрального регулятора напряжения:
1 — источник постоянного тока: 2 — регулятор напряжения;
3
— контрольная лампа 12 В мощностью 1 — 3 Вт
При эксплуатации генераторов переменного тока со встроенными выпрямителями и интегральными
регуляторами напряжения нельзя допускать отсоединения батареи аккумуляторов от сети при работающем двигателе и отключенных потребителях, а также
выключать зажигание при большой частоте вращения коленчатого вала, так как все это вызывает импульс перенапряжения генератора,
достаточный для пробоя диодов выпрямителя. Нельзя допускать даже кратковременного соединения плюсового вывода генератора
с «массой», а также путать при подсоединении батареи аккумуляторов ее выводные клеммы, так как в этом случае через выпрямитель
потечет ток короткого замыкания и произойдет пробой диодов. Нельзя соединять выводы Ш генератора и регулятора напряжения
с «массой» и выводов Ш и « + » регулятора между собой, так как при этом регулятор напряжения выйдет из строя.
|
|