|
623459, Свердловская область, Каменск-Уральский, ул.Механизаторов, 25
(3439) 376-222, (3439) 376-597, (3439) 376-343, (3439) 376-598
[email protected]
|
|
|
|
|
|
|
Техническое обслуживание и устранение неисправностей системы зажигания
На автомобилях ИЖ-2715 и ВАЗ-2121 установлена батарейная система зажигания, а на автомобилях ВАЗ-2109 и УАЗ-31512— бесконтактная
электронная система зажигания.
Схема бесконтактной системы зажигания автомобилей УАЗ типа «Искра-УАЗ Н» представлена на рис. 13. В схеме системы зажигания
автомобиля ВАЗ-2109 в отличие от предыдущей отсутствует аварийный вибратор, обеспечивающий работу двигателя при выходе из
строя транзисторного коммутатора. Часть автомобилей ВАЗ-21093 комплектуется микропроцессорной (цифровой) системой зажигания.
Основой этой системы является контроллер, представляющий собой специализированную микроЭВМ. Кроме него в схему входят следующие
оригинальные узлы: двухканальный коммутатор, две катушки зажигания и датчики начала отсчета угловых импульсов и температуры.
По сигналам датчиков контроллер по заданной программе точно определяет момент зажигания в цилиндрах двигателя и выдает команды
на коммутатор. В техническом обслуживании эта система зажигания не нуждается, за исключением свечей зажигания.
При ТО-1 очищают от грязи и масла поверхность приборов системы зажигания, протирают замшей, смоченной в неэтилированном
бензине, внутреннюю поверхность крышки прерывателя-распределителя или датчика-распределителя, бегунок, кулачок и контакты прерывателя,
проверяют состояние контактов прерывателя
и зазор между ними, установку угла опережения зажигания, смазывают распределитель. На автомобиле ВАЗ-2109 смазывать вал датчика-распределителя
не требуется, так как он вращается в двух металлокерамических втулках, пропитанных маслом. Очищают свечи от нагара, проверяют
зазор между электродами свечи. На автомобиле ВАЗ-2109 свечи заменяют.
Рис. 13. Схема бесконтактной электронной системы зажигания автомобиля УАЗ-31512:
1 — катушка зажигания;
2
— транзисторный коммутатор;
3
— датчик-распределитель;
4
— свечи зажигания;
5
— блок плавких предохранителей;
6
— аварийный вибратор; 7 — добавочное сопротивление; условное обозначение расцветки
проводов: Г — голубой; Ж — желтый; 3 — зеленый; Кр — красный
Через два ТО-1 заменяют свечи у автомобилей ИЖ-2715 и ВАЗ-2121. Для надежного пуска двигателя при отрицательных температурах
рекомендуется заменять долго работавшие свечи зажигания новыми даже в том случае, если они еще вполне работоспособны — их
можно использовать в теплое время года.
При ТО-2 все вышеуказанные операции проводят на автомобиле УАЗ-31512. Кроме того, через 50 000 км пробега дополнительно
замеряют сопротивление комбинированного уголька, расположенного во внутренней центральной части крышки датчика-распределителя.
Если величина сопротивления будет выходить за пределы 6000—15 000 Ом, уголек заменяют. Промывают бензином шарикоподшипник
опоры статора, закладывают в него смазку Литол-24, заполняя не более
2
/
3
свободного объема (предварительно
снимают крышку, бегунок, ротор и опору статора).
При зачистке контактов пользуются плоским бархатным надфилем. При этом выводить полностью выемку на одном из контактов
и снимать большой слой металла не рекомендуется. Достаточно несколько ходов надфиля, чтобы сровнять бугорок
только на одном контакте и очистить от нагара. Плоскости прилегания контактов должны быть параллельны друг другу. Наждачной
шкуркой пользоваться при зачистке контактов не рекомендуется, так как она оставляет на поверхности твердые частицы наждака,
что при работе вызывает сильное искрение и быстрый износ контактов.
Зазоры между контактами прерывателя, оптимальные значения которых приведены в табл. 14, замеряют плоским щупом. Однако
шуп измеряет зазор только между микровыступами на контактах и не учитывает неравномерность износа поверхностей контактов.
Поэтому более правильно измерять не зазор между контактами, а угол их замкнутого состояния, который определяют специальными
приборами Э-5, Э-214 или на стендах К.И-968, СПЗ-8М. Величина этого угла для указанных автомобилей приведена в табл. 14.
Для регулировки зазора (угла замкнутого состояния) контактов прерывателя ослабляют болты крепления контактной стойки и вставляют
отвертку в специальный паз на этой стойке. Поворачивая отвертку и сдвигая контактную стойку, устанавливают требуемый зазор
или угол замкнутого состояния контактов и затягивают болты крепления.
Установку угла опережения зажигания проверяют с помощью 12-вольтовой контрольной лампы, которую подсоединяют одним концом
провода к клемме контактов прерывателя (к этой же клемме подсоединен конденсатор), а другим — к «массе». После этого включают
зажигание и пусковой рукояткой поворачивают коленчатый вал. При правильной установке момента зажигания контрольная лампа
должна зажигаться при совпадении меток на шкиве коленчатого вала и крышке привода механизма газораспределения. На двигателе
УЗАМ-412Э установочному углу опережения зажигания соответствует вторая метка на шкиве по ходу вращения, а на двигателе ВАЗ-2121—
средняя метка на крышке цепного привода кулачкового вала механизма газораспределения. Контакт бегунка в этом случае должен
находиться против контакта первого цилиндра на крышке распределителя. При несовпадении меток в момент загорания контрольной
лампы регулируют момент зажигания. Для этого устанавливают поршень первого цилиндра в положении конца такта сжатия по меткам
на шкиве и крышке. Ослабляют гайку крепления корпуса распределителя и поворачивают его в направлении вращения кулачка до
замыкания контактов прерывателя (лампочка должна погаснуть). Затем, поджав пальцем ротор в сторону, противоположную направлению
его вращения, медленно поворачивают корпус прерывателя-распределителя в этом же направлении до момента начала размыкания
контактов, который определяется по загоранию контрольной лампочки. Придерживая корпус рукой, затягивают гайку крепления.
Выключают зажигание и ставят крышку распределителя на место.
В бесконтактных системах зажигания угол опережения проверяют и устанавливают с помощью стробоскопа АС-2 или
других марок. Для этого зажим «Плюс» стробоскопа соединяют с клеммой «Плюс» батареи аккумуляторов, а зажим «Минус» прибора
с аналогичной клеммой батареи. Зажим датчика стробоскопа присоединяют к проводу высокого напряжения первого цилиндра. Затем
пускают двигатель (он должен быть прогрет), устанавливают минимальную частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу
и направляют луч стробоскопа на место расположения установочных меток момента зажигания. На двигателе УМЗ-4146.10— это вторая
по ходу вращения метка на шкиве и штифт на крышке распределительных зубчатых колес. На двигателе ВАЗ-2109 на картере сцепления
имеется специальный люк, закрываемый резиновой заглушкой, через который открывается доступ к шкале на корпусе сцепления и
метке на маховике. Одно деление шкалы соответствует одному градусу поворота коленчатого вала. Кроме того, имеются метки на
шкиве коленчатого вала и передней крышке привода распределительного вала. Следует иметь ввиду, что для базового двигателя
ВАЗ-2109 угол опережения зажигания составляет 0—2°, а для модификаций ВАЗ-21081 и ВАЗ-21083 соответственно 5—7 и 3—5°. При
нарушении установочного угла опережения зажигания ослабляют крепление корпуса датчика-распределителя и поворачивают его на
необходимый угол.
При отсутствии стробоскопа для регулирования момента зажигания поршень первого цилиндра устанавливают в положение конца
такта сжатия по указанным выше меткам. Датчик-распределитель 7 (рис. 14) на двигателе ВАЗ-2108 устанавливают в таком положении,
чтобы среднее деление на фланце
3
датчика-распределителя находилось против установочного выступа
2
на корпусе
вспомогательных агрегатов
1.
Одно деление на фланце соответствует восьми градусам поворота коленчатого вала. Затем
устанавливают кронштейн крепления проводов высокого напряжения
8
и закрепляют кронштейн и датчик-распределитель гайками
4.
На двигателе УМЗ-4146.10 также вначале устанавливают поршень первого цилиндра в положение конца такта сжатия по меткам
на шкиве, а корпус датчика-распределителя устанавливают так, чтобы красная метка на роторе и острие лепестка на статоре совместились
в одну линию. После этого затягивают болт крепления пластины октан-корректора к корпусу датчика-распределителя.
Свечи зажигания очищают от нагара на специальном пескоструйном аппарате типа Э203-О или 514-2М. При отсутствии таких
аппаратов свечи опускают в бензин или ацетон на 20— 25 мин. После этого очищают нагар щеточкой, промывают еще раз и обдувают
сжатым воздухом. Герметичность свечей определяют с помощью приборов 514-2М или Э203-П. Зазор между центральным и боковым
электродами свечи проверяют щупом с круглым профилем и сравнивают с данными табл. 14. При необходимости зазор регулируют
подгибанием бокового электрода. Дефектами свечей могут быть сколы и трещины на изоляторе, на нижнем корпусе изолятора,
разгерметизация уплотнения, обгорание электродов. В этом случае свечи выбраковывают.
Рис. 14. Установка датчика-распределителя зажигания на двигателе ВАЗ-2108:
1 — корпус вспомогательных агрегатов; 2 — установочный выступ;
3
— фланец со шкалой делений;
4
— гайка
крепления датчика-распределителя; 5 — вакуумный регулятор опережения зажигания; 6 — крышка датчика-распределителя; 7 — корпус
датчика-распределителя;
8
— кронштейн крепления проводов высокого напряжения
Если в контактной системе батарейного зажигания автомобилей ИЖ-2715 и ВАЗ-2121 нет искры, то проверяют исправность первичной
и вторичной цепей, исправность конденсатора. Исправность первичной цепи проверяют с помощью контрольной лампы, подсоединив
один ее провод к «массе», а другой последовательно подсоединяя при включении зажигания и разомкнутых контактах
прерывателя к включателю стартера, к входной и выходной клеммам замка и катушки зажигания, к клемме низкого напряжения
прерывателя. Обрыв в цепи будет на том участке, в начале которого лампа горит, а в конце не горит. При этом отсутствие накала
лампы при подключении ее к клемме низкого напряжения при разомкнутых контактах может указывать также и на неисправность изоляции
подвижного контакта (замыкание на «массу»).
Отсутствие искры при исправной цепи низкого напряжения может быть следствием неисправности конденсатора или катушки зажигания.
Исправность конденсатора можно проверить несколькими способами. На автомобиле конденсатор проверяют с помощью контрольной
лампы, включенной между его выводом и проводом, идущим от катушки зажигания к клемме низкого напряжения контактов прерывателя.
Загорание лампы при включенном зажигании свидетельствует о пробое конденсатора. Обрыв и утечку тока в конденсаторе определяют,
зарядив его от катушки зажигания током высокого напряжения. Для этого отсоединяют конденсатор от корпуса распределителя и
кладут на головку блока так, чтобы его корпус имел надежное соединение с «массой». Затем ставят контакты прерывателя на полное
смыкание, включают зажигание и подводят провод высокого напряжения от катушки к проводу конденсатора, оставив небольшой зазор,
обеспечивающий проскакивание искры. Размыкая рукой контакты прерывателя, заряжают конденсатор тремя-четырьмя последовательными
искрами, после чего разряжают, сближая провод конденсатора с его корпусом. Появление мощной разрядной искры свидетельствует
об исправности конденсатора. Слабая искра указывает на утечку тока, а отсутствие искры — на обрыв в конденсаторе.
Наиболее характерными неисправностями катушек зажигания являются перегорание дополнительного резистора, пробой изоляции
обмоток низкого и высокого напряжения, пробой изоляционной крышки катушки, а также обрыв или перегорание ее обмоток. На автомобиле
для проверки катушки снимают крышку распределителя, поворотом коленчатого вала ставят контакты прерывателя на полное смыкание.
Вынимают центральный провод высокого напряжения из крышки распределителя и подводят его к корпусу автомобиля на расстояние
около 7 мм. При размыкании рукой контактов прерывателя при исправной катушке зажигания между наконечником провода и «массой»
должна проскакивать мощная искра синего цвета. Обрывы и межвитковые замыкания в обмотках катушки зажигания определяют измерением
их сопротивления и сравнением показаний с данными табл. 16.
Катушки, имеющие неисправности в обмотках, трещины или пробой в крышке, выбраковывают и заменяют новыми.
Причиной отсутствия искры в одном или нескольких цилиндрах, может быть неисправность свечей зажигания, проводов высокого
напряжения или крышки прерывателя-распределителя. Неисправную свечу обнаруживают, снимая поочередно наконечники со свечей при
работающем двигателе. При отключении исправной свечи обороты двигателя уменьшаются, а при отключении
неисправной свечи характер работы двигателя не изменяется. Кроме того, изолятор нерабочей свечи холоднее, чем у рабочей.
16. Характеристика катушек зажигания
|
Катушка
|
Номинальное напряжение, В
|
Сопротивление первичной обмотки. Ом
|
Сопротивление вторичной обмотки, Ом
|
Коэффициент трансформации
|
Б-115 В
|
12
|
1,9—2,0
|
8000—8800
|
68,5
|
Б-117
|
12
|
3,0—3,3
|
5400—9600
|
68,3
|
27.3705
|
12
|
0,4—0,5
|
4500—5500
|
—
|
Б-116
|
12
|
0,8
|
—
|
150
|
Пробой крышки распределителя может произойти при попадании на нее влаги или при работе с неплотно вставленными в гнезда
наконечниками проводов высокого напряжения, которые в процессе эксплуатации стареют, на них трескается изоляция, появляется
утечка тока.
Неисправные свечи, провода и крышки заменяют новыми. Поиск неисправностей в бесконтактных системах зажигания затруднен
вследствие применения таких электронных узлов, как коммутатор и бесконтактный датчик в датчике-распределителе зажигания.
При эксплуатации таких систем зажигания не допускается на работающем двигателе отсоединять провода высокого напряжения и
проверять цепи зажигания на искру, так как высокое напряжение во вторичной цепи может привести к повреждению электронных
приборов и к травмам проверяющего. Нельзя снимать провода от клемм аккумуляторной батареи при работающем двигателе, так как
это может привести к повреждению коммутатора. Провода низкого напряжения не прокладывают в одном жгуте с проводами высокого
напряжения. Не отсоединяют от коммутатора штепсельный разъем при включенном зажигании, так как при этом на отдельных элементах
схемы коммутатора может возникнуть напряжение до 400 В и коммутатор будет поврежден.
Проверяют наличие искры в бесконтактных системах зажигания с помощью высоковольтного разрядника. Простейший разрядник
можно сделать из двух заостренных металлических стержней, зазор между которыми регулируется. Стержни закрепляют на пластине
из электроизоляционного материала. Для проверки катушки зажигания один конец центрального провода достают из гнезда крышки
датчика-распределителя и подсоединяют к электроду разрядника. Второй вывод разрядника подключают к корпусу автомобиля. Между
электродами разрядника устанавливают воздушный зазор 7—10 мм. Если при вращении коленчатого вала двигателя стартером между
электродами разрядника наблюдается бесперебойное искрообразование, то катушка зажигания и центральный провод высокого напряжения
исправны. Аналогично проверяют исправность проводов высокого напряжения, идущих к свечам, поочередно подсоединяя их к
разряднику, установив центральный провод обратно в гнездо на крышке датчика-распределителя. При этом, запуская двигатель,
по изменению характера его работы обнаруживают и неисправную свечу.
Если разрядника нет, то любыми подручными средствами закрепляют центральный провод так, чтобы его наконечник отстоял
от «массы» на 7—10 мм. В отличие от обычных систем зажигания держать провод рукой нельзя, так как напряжение вторичной цепи
в полтора-два раза выше.
При отсутствии искры проверяют катушку зажигания, транзисторный коммутатор или датчик-распределитель. Вероятность повреждения
катушки зажигания очень мала (менее 1 % отказов системы). Порядок ее проверки тот же, что и у контактных систем зажигания.
Датчик-распределитель на автомобиле проверяют по схеме, представленной на рис. 15. При этом датчик отключают от коммутатора,
а зажигание выключают. При замкнутом зазоре статора вольтметр, включенный в режим измерения постоянного тока, должен показывать
напряжение около 12 В, а при разомкнутом — около 0. Замыкают и размыкают ротор, вращая коленчатый вал двигателя. Источником
постоянного тока может служить бортовая сеть автомобиля. Неисправный датчик заменяют новым, так как ремонту он не подлежит.
Коммутатор вначале проверяют на отсечку тока: при включении зажигания через 2—7 с стрелка указателя напряжения на щитке
приборов отклоняется немного вправо у автомобиля с исправным коммутатором. Работоспособность коммутатора определяют с помощью
лампы А12 мощностью 3 Вт. Для проверки отсоединяют от катушки зажигания коричневый провод с красными полосками, идущий от
клеммы «1» коммутатора, и подключают наконечник провода к контрольной лампе. Другой вывод лампы подключают к клемме « + Б»
катушки зажигания и проворачивают коленчатый вал двигателя стартером. Если при этом лампа мигает, то коммутатор выдает импульсы
тока на катушку зажигания, если не
мигает — не выдает. Это может произойти из-за обрыва в проводах, соединяющих коммутатор с датчиком-распределителем зажигания;
обрыва в проводах подвода питания к коммутатору или нарушения контакта в выключателе зажигания или реле зажигания; обрыва
в первичной обмотке катушки зажигания.
Рис. 15. Схема для проверки бесконтактного датчика электронной системы зажигания без снятия с автомобиля:
1— датчик-распределитель;
2
— переходный разъем с вольтметром;
3
— разъем датчика-распределителя; условное обозначение расцветки проводов: II — красный; 3 — зеленый; БЧ — белый
с черными полосками
При исправных электрических цепях системы зажигания и датчике-распределителе транзисторный коммутатор, который не выдает
импульсов на катушку зажигания, заменяют. Более углубленную диагностику транзисторного коммутатора проводят осциллографическим
методом контроля с помощью соответствующей аппаратуры — генератора управляющих импульсов с открытым коллекторным выходом.
Генератор должен обеспечить фиксированные частоты следования импульсов 33,3 и 100 Гц. Скважность инвертированного выходного
импульса должна быть равна трем. Нагрузкой является катушка зажигания, работающая на искровой промежуток 4—7 мм. При таком
способе проверки коммутатор вместе с катушкой снимают с автомобиля.
На автомобиле УАЗ-31512 работоспособность магнитоэлектрического датчика проверяют с помощью вольтметра, включенного в
режим измерения переменного тока. Исправный датчик-распределитель при частоте вращения коленчатого вала двигателя 20 мин""
1
должен обеспечивать амплитуду выходного сигнала не менее 2 В. Следует учитывать, что амплитудное значение сигнала датчика
будет примерно в 1,4 раза больше показаний вольтметра, который отображает действующее значение напряжения. При проверке датчик
должен быть отключен от электронного коммутатора.
На электрических стендах обычно проводят комплексную проверку приборов системы зажигания после ремонта, включая работу
центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания и сравнивают полученные данные с приведенными в табл. 17.
17. Характеристика центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания прерывателей-распределителей
легковых автомобилей
|
Распределитель
|
Центробежный регулятор
|
Вакуумный регулятор
|
частота вращения валика распределителя, мин
-1
|
угол опережения зажигания, град.
|
разрежение, МПа
|
угол опережения зажигания, град.
|
|
500
|
1—3
|
0,0107
|
0—3
|
|
1000
|
5—7
|
0,0173
|
4,75—7,75
|
Р-147А
|
1500
|
9,5—11,5
|
0,0227 и более
|
8,5—11,5
|
|
2000
|
12—14
|
—
|
|
|
2500 и выше
|
14—16
|
—
|
—
|
|
500
|
1—3
|
0,0107
|
0—3
|
Р-147В
|
1000
|
6—8
|
0,0173
|
4,75—7,75
|
|
1500
|
8—10
|
0,0227
|
8,5—11,5
|
Р-147В
|
2000
|
10—12
|
и более
|
|
|
2500 и выше
|
12—14
|
—
|
—
|
|
500
|
1—3
|
0,0107
|
0—1
|
|
1000
|
5,5—7,5
|
0,0133
|
1,0—2,75
|
30.3706
|
1500
|
10—12
|
0,0213
|
5—7
|
|
2000
|
12—14
|
и более
|
—
|
|
2500 и выше
|
14—16
|
—
|
—
|
|
500
|
0—1,5
|
0,0120
|
0
|
|
1250
|
5,5—7,5
|
0,0150
|
0—2
|
40.3706
|
2000
|
8,0—10,0
|
0,0200
|
3—5
|
|
2800 и выше
|
11,0—13,0
|
0,0240
|
6—8
|
|
|
|
и более
|
|
|
200
|
0—3
|
0,0080
|
0
|
|
500
|
3—6
|
0,0133
|
0—2,5
|
33.3706
|
1000
|
8—11
|
0,0266
|
5,5—8,5
|
|
1500
|
13,5—16,0
|
0,0373
|
10,0—13,0
|
|
1900—2200
|
17,5—20,0
|
—
|
—
|
|
|