|
623459, Свердловская область, Каменск-Уральский, ул.Механизаторов, 25
(3439) 376-222, (3439) 376-597, (3439) 376-343, (3439) 376-598
[email protected]
|
|
|
|
|
|
|
Техническое обслуживание и устранение неисправностей сцепления
При ЕО осматривают герметичность главного цилиндра привода сцепления. Проверяют уровень жидкости в бачке гидропривода,
действие механизмов сцепления при трогании с места и при движении автомобиля.
При ТО-1 проверяют и при необходимости регулируют свободный ход педали сцепления. У автомобилей ВАЗ-2121, ВАЗ-2109 и
УАЗ-31512 проверяют и регулируют свободный ход педали после окончания обкатки. У автомобиля ВАЗ-2109 после обкатки и при
ТО-1 проверяют отсутствие шума в подшипнике выключения сцепления.
При ТО-2 проверяют крепление картера сцепления к двигателю и действие оттяжной пружины. При необходимости прокачивают
гидропривод, регулируют свободный ход педали, выполняют смазочные операции.
Герметичность главного цилиндра и резьбовых соединений трубопроводов проверяют при нажатой до упора в пол педали сцепления.
Действие механизмов сцепления при трогании с места и при движении автомобиля проверяют дважды, включая передачу заднего
хода. Если включение происходит бесшумно, то привод сцепления отрегулирован правильно и действие механизмов включения обеспечивает
разъединение коленчатого вала двигателя и трансмиссии. Если при включении сцепления слышен шум зубчатых колес коробки передач,
то регулируют сцепление. Автомобиль при отпускании педали сцепления должен трогаться плавно, а переключение с низшей передачи
на высшую должно происходить без рывков.
У автомобилей ИЖ-2715, ВАЗ-2121 и УАЗ-31512 перед началом регулировки с помощью линейки замеряют величину свободного
хода педали сцепления.
У автомобиля ИЖ-2715 вначале регулируют свободный ход вилки
2
(рис. 19,
а)
выключения сцепления, отвертывая
контргайку
6
и перемещая регулировочную гайку 3 по резьбе толкателя
4,
предварительно отсоединив пружину
7.
По окончании регулировки закрепляют гайку 5 контргайкой
6
и устанавливают пружину 7. Свободный ход педали сцепления
соответствует ходу наружного конца вилки выключения, который составляет
4,5—5,5 мм. После регулировки положения педали фиксируют толкатель от проворачивания контргайкой
6.
Затем
проверяют величину хода толкателя вилки выключения сцепления, которая соответствует полному ходу педали. Величина хода толкателя
должна быть не менее 19 мм. При величине хода толкателя меньше указанного значения прокачивают систему гидравлического привода
сцепления для удаления из нее воздуха.
Рис. 19. Гидравлический привод выключения сцепления автомобиля:
а
— рабочий цилиндр и вилка выключения сцепления автомобиля ИЖ-2715:
1
— подшипник выключения сцепления;
2
— вилка выключения сцепления;
3
— шаровая опора;
4
— толкатель; 5 — регулировочная гайка;
6
—
контргайка; 7 — пружина возврата вилки;
8
— клапан выпуска воздуха;
9
— рабочий цилиндр;
6
— педаль и главный цилиндр гидропривода сцепления автомобиля ВАЗ-2121;
1
— главный цилиндр; 2 — ограничитель хода педали;
3
— пружина педали;
4
— педаль;
5
— толкатель; 6 — поршень толкателя
У автомобиля ВАЗ-2121 конструкция рабочего цилиндра и вилки выключения сцепления аналогична ИЖ-2715. Свободный ход педали
сцепления регулируют при помощи ограничителя
2
(рис. 19,
б)
хода педали, которым между толкателем 5 и поршнем
6
главного цилиндра устанавливают зазор 0,1—0,5 мм. Затем вращением гайки регулируют свободный ход толкателя рабочего
цилиндра. Он должен составлять 4—6 мм. По окончании регулирования гайку фиксируют контргайкой.
У автомобиля ВАЗ-2109 свободный ход педали сцепления не регулируют, так как зазор между подшипником выключения сцепления
и лепестками нажимной пружины отсутствует, привод выключения сцепления тросовый. Регулируют полный ход педали сцепления до
необходимой величины, отвертывая гайку
6
(рис. 20) и завертывая гайку 7. Ход педали фиксируют затягиванием гайки 7.
У автомобиля УАЗ-31512 вначале регулируют полный ход педали сцепления, отвертывая контргайку
3
(рис. 21, я) и
перемещая вилку
4
по резьбе толкателя 2. По окончании регулировки закрепляют вилку
4
контргайкой
3.
Свободный
ход педали сцепления регулируют изменением длины толкателя
13
(рис. 21, б) рабочего цилиндра, для чего отвертывают
или завертывают наконечник
6
толкателя. Измеренная величина хода должна соответствовать данным, приведенным в табл.
19. Это обеспечивает свободный ход наружного конца вилки
5
выключения сцепления (3,5—5,0 мм и зазор 2,5—3,5 мм) между
отжимными рычагами и подшипником выключения.
В процессе эксплуатации автомобилей возможны следующие неисправности сцепления: неполное выключение и включение, повышенный
шум.
Причиной неполного выключения сцепления является попадание воздуха в систему гидропривода. Удаляют воздух, установив
автомобиль на подъемник или эстакаду. Снимают с клапана выпуска воздуха рабочего цилиндра защитный колпачок и надевают на
него шланг. Другой конец шланга опускают в прозрачный сосуд вместимостью 0,5 л, заполненный наполовину тормозной жидкостью.
Нажимают на педаль сцепления 4—5 раз с интервалами 1—2 с и постоянно доливают в бачок главного цилиндра сцепления тормозную
жидкость. Оставляют педаль в нажатом состоянии и отвертывают на ½—⅓ оборота клапан выпуска воздуха, при этом в стеклянный
сосуд из шланга будет поступать тормозная жидкость с пузырьками воздуха. По окончании выделения пузырьков завертывают клапан
при нажатой педали. Повторяют операцию 3 или 4 раза до тех пор, пока полностью не прекратится выделение пузырьков. По окончании
прокачки завертывают клапан, снимают с него шланг, протирают и надевают защитный колпачок.
При неполном выключении, когда сцепление «ведет», затруднено переключение передач. Причинами неисправности являются утечка
рабочей жидкости, увеличение свободного хода педали
сцепления, деформирование ведомого диска или разрушение его деталей, заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного
вала коробки передач. Утечку жидкости устраняют, ход педали сцепления регулируют. При деформировании ведомого диска, износе
шлиц ступицы ведомого диска, нарушении положения отжимных рычагов сцепление разбирают, неисправные детали заменяют. У автомобиля
УАЗ-31512 регулируют положение отжимных рычагов с помощью винтов так, чтобы рычаги находились в одной плоскости, допустимое
отклонение составляет + 0,3 мм.
Рис. 20. Тросовый привод выключения сцепления автомобиля ВАЗ-2109:
1 — рычаг вилки выключения сцепления;
2
— оболочка троса;
3
— обойма;
4
— пружина возврата педали сцепления;
5 —
педаль;
6, 7
— регулировочные гайки;
8
— поводок троса
19. Техническая характеристика сцепления легковых автомобилей
|
Показатель
|
ИЖ-2715
|
ВА3-2121
|
ВАЗ-2109
|
УАЗ-31512
|
Тип
|
|
Сухое, однодисковое, постоянно-замкнутого типа с диафрагменной пружиной
|
Сухое, однодисковое, постоянно-замкнутого типа с отжимными рычагами
|