|
623459, Свердловская область, Каменск-Уральский, ул.Механизаторов, 25
(3439) 376-222, (3439) 376-597, (3439) 376-343, (3439) 376-598
[email protected]
|
|
|
|
|
|
|
Классификация дорог
Автомобильная дорога — это комплекс инженерных сооружений, который включает земляное полотно, основание и покрытие, мосты,
дорожные знаки и указатели, разметку. Термин «дорога» относится к любой используемой для движения дороге, улице, переулку
по всей их ширине, включая тротуары, велосипедные дорожки, обочины и распределительные полосы.
В зависимости от значения в общей транспортной сети и от размеров расчетной перспективной интенсивности движения автомобильные
дороги подразделяют на пять категорий (табл. 31). Они характеризуются шириной проезжей части, среднесуточной интенсивностью
движения в обоих направлениях, количеством полос движения, основными расчетными скоростями движения, допустимыми радиусами
закруглений, максимальным предельным уклоном.
Применяют следующие основные типы покрытий дорог: цементобетон, асфальтобетон, битумоминеральные смеси (щебень или гравий,
обработанные битумом), щебень или гравий без обработки, дегтебетон, булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень,
обработанные вяжущими материалами.
Установлены предельные нормы нагрузки на каждую ось транспортного средства в зависимости от категории дорог. Эксплуатация
автомобилей на дорогах, не рассчитанных на их допустимую осевую нагрузку, приводит к быстрому разрушению дорожных покрытий,
мостов и труб. Поэтому на автомобильных дорогах устанавливают специальные знаки, запрещающие движение транспортных средств
с осевой нагрузкой большей, чем та, на которую рассчитано дорожное покрытие. Установлены также ограничения на длину автопоездов,
ширину транспортируемого груза и максимальную высоту.
Дороги первой категории устраивают с разделительной полосой, которая отделяет встречные потоки транспортных средств.
На участках дорог, пролегающих через населенные пункты, строят тротуары для пешеходов, в местах автобусных остановок дорогу
расширяют, при высоких насыпях устраивают ограждения. На пересечениях дорог устраивают разделительные или направляющие островки.
Пересечением называют место пересечения транспортных потоков, на одном и том же перекрестке может быть несколько пересечений.
По административному признаку автомобильные дороги подразделяют на союзного (государственного), республиканского, областного,
районного и местного значения. Для характеристики соответствия дороги условиям безопасного движения используют
классификацию по техническим категориям.
31. Техническая характеристика автомобильных дорог
|
Показатель
|
Категория автомобильных дорог
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Перспективная среднесуточная интенсивность движения автомобилей в обоих направлениях,
авт./сутки
|
Более 7000
|
3000— 7000
|
1000— 3000
|
200-1000
|
Менее 200
|
Расчетная скорость движения, км/ч
|
150
|
120
|
100
|
80
|
60
|
Число полос движения
|
4 и более
|
2
|
2
|
2
|
1
|
Ширина проезжей части, м
|
15 и более
|
7,5
|
7,0
|
6,0
|
4,5
|
Наименьшая ширина разделительной полосы между разными направлениями движения, м
|
5
|
|
|
|
|
Ширина земляного полотна, м
|
27,5 и более
|
15
|
12
|
10
|
7
|
Наибольшие продольные уклоны, %
|
3
|
4
|
5
|
б
|
7
|
Наименьшая расчетная видимость, м:
|
|
|
|
|
|
поверхности дороги
|
250
|
175
|
140
|
100
|
75
|
встречного автомобиля
|
_
|
350
|
280
|
200
|
150
|
Наименьшие радиусы кривых в плане, м:
|
|
|
|
|
|
основной дороги
|
1000
|
600
|
400
|
250
|
125
|
на трудных участках пересеченной местности
|
600
|
100
|
250
|
125
|
60
|
Дорожная сесть содержит большое количество пересечений отдельных дорог и магистралей, движущиеся по ним транспортные
и пешеходные потоки взаимодействуют между собой и влияют друг на друга, поскольку пересечения, за редким исключением, находятся
на одном уровне.
Дорога характеризуется планом, продольным и поперечным уклоном и профилем, т. е. тремя проекциями.
Рис. 48. Параметры безопасности дорожного движения:
а — план дороги: R
1
, R
2
, R
3 ,|
R
4
— радиусы кривых; б —
продольный профиль дороги; α — угол подъема; R
B
— вертикальный радиус; I
а
— видимость автомобиля; I
д
— видимость дороги;
в
— поперечный профиль дороги; с - полоса отвода; d — земляное полотно; е ~ проезжая часть; I —
обочина; к — кювет; m — обрез; n — бровка;
г
— вираж на повороте: β — угол виража
План дороги (рис. 48,
а)
дает представление о радиусах закруглений, их расположении и количестве, что необходимо
для безопасности движения.
Продольный профиль показывает крутизну подъемов и спусков, т. е. продольных уклонов.
На дорожных знаках «Крутой спуск» и «Крутой подъем» уклон показывают в процентах.
Малые радиусы закруглений и большие уклоны представляют значительную опасность для движущихся с высокой скоростью автомобилей.
Кроме того, уклоны уменьшают расстояние видимости, что показано на продольном профиле дороги (рис. 48, б).
Поперечный профиль дороги характеризует ее конструкцию, размеры элементов и другие параметры, имеющие важное значение
для безопасности движения. Основные элементы дороги — земляное полотно, проезжая часть, кювет, обрез, обочина (рис. 48,
в).
Обочина обеспечивает устойчивость автомобиля при съезде колеса с проезжей части и используется для остановки автомобиля,
установки знаков, ограждений.
Полоса движения дороги — это ширина ее проезжей части, достаточная для движения одного ряда автомобилей. При наличии
двух полос для одного направления движения правая полоса предназначена для грузовых автомобилей и автопоездов, а левая —
для легковых автомобилей и автобусов.
Территория, образуемая пересекающимися дорогами в одном уровне, называется перекрестком.
Движением транспортных средств на дороге регулируют и управляют с помощью нанесенных разметочных линий, установки указателей,
дорожных знаков, светофоров, а также регулировщиками или средствами и мероприятиями, предусмотренными Правилами дорожного
движения.
В соответствии с конкретными обстоятельствами транспортный поток разделяют по нескольким полосам движения и направлениям,
отделяют транзитное движение от местного, уменьшают число пересечений, отделяют стоящие автомобили от движущихся, снижают
скорость движения на опасных участках, повышают видимость и др.
|
|