Контакты

623459, Свердловская область, Каменск-Уральский, ул.Механизаторов, 25
(3439) 376-222, (3439) 376-597, (3439) 376-343, (3439) 376-598
RZS66@remzavods.ru

Поиск на сайте




ЗИЛ-ММЗ 2502 

ЗИЛ-ММЗ-4508 

ЗИЛ-ММЗ-4508-03 

ЗИЛ-ММЗ-4516 

ЗИЛ-ММЗ-4520 

КамАЗ-55111 

КамАЗ-65111 

КамАЗ-65115 

КамАЗ-6520 

Самосвал КамАЗ-6540 

Площадки (безбортовые платформы) 

Цистерны 

Скелетные конструкции 

Методика определения технического уровня и оценки качества САТС 

Общие сведения о двигателях ЯМЗ 

Краткое описание конструкции двигателей ЯМЗ 

Система смазки 

Основные регулировки, предусмотренные конструкцией регулятора частоты вращения 

Электрооборудование 

Эксплуатация двигателя 

Техническое обслуживание 

Техническое обслуживание системы смазки 

Техническое обслуживание топливной аппаратуры 

Установка топливного насоса высокого давления и его привода на двигатель 

Техническое обслуживание системы охлаждения 

Техническое обслуживание электрооборудования 

Обслуживание электрофакельного устройства 

Особенности разборки и сборки двигателя 

Основные требования к перешлифовке шеек коленчатого вала 

Сцепление и коробка передач 

Техническое обслуживание коробки передач 

Технические требования к оборудованию стенда для регулировки топливных насосов 

Инструкция по консервации и расконсервации двигателей ЯМЗ-236М и ЯМЗ-238М при хранении на складах 

Гарантии завода и порядок предъявления рекламаций 

Двигатели внутреннего сгорания 

Предварительная диагностика двигателя 

Возможные дефекты ДВС 

Диагностика с применением газоанализатора 

Диагностика двигателя с применением эндоскопа 

Порядок подготовки двигателя к запуску 

Техническое описание элементов двигателя 

Балансировка коленчатого вала и проверка масс головок шатунов 

Механизм газораспределения 

Система смазки 

Моторный тормоз (тормоз - замедлитель) 

Профессиональный ремонт двигателя внутреннего сгорания 

Качественное восстановление работоспособности блока цилиндров, головки блока цилиндров 

Сборка КШМ и ЦПГ 

Сборка механизма газораспределения 

Направляющие втулки клапанов 

Распредвал 

Обкатка двигателя 

Снятие двигателя с легкового автомобиля 

Маркировка деталей ДВС 

Оборудование, приборы, средства измерения 

ДВС - система смазки 

ДВС - система впуска и выпуска 

ДВС - система топливоснабжения (карбюратор) 

ДВС - система зажигания 

Определение тягово-экономических показателей ДВС 

Проверка цилиндрового баланса 

Измерение параметров систем впрыска бензина 

Мотортестер МТ-5 

Способы улучшения мощностных, экологических и экономических показателей дизельных двигателей 

Особенности применения горюче-смазочных материалов и охлаждающих жидкостей 

Карта по диагностике электрооборудования автомобиля 

Сварка деталей ДВС при ремонте 

Карта по диагностике автомобиля после пробега каждых 5 тыс. км 

Регламентные работы по ходовой части, трансмиссии, тормозным системам, рулевому управлению 

Перечень работ по подготовке автомобиля к вводу в эксплуатацию 

Виды работ 

Универсальные линии технического контроля автотранспортных средств 

Стенд для испытания шестеренчатых насосов с рабочими объемами от 10 см 

Измерительный инструмент - микрометр, нутромер 

Хонингование и карцевание блоков цилиндров 

Техническая характеристика легковых автомобилей 

Нормативы технической эксплуатации 

Экологические условия эксплуатации автомобилей 

Предупреждение и проверка токсичности отработавших газов 

Техническое обслуживание и устранение неисправностей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов 

Техническое обслуживание и устранение неисправностей системы питания 

Техническое обслуживание и устранение неисправностей смазочной системы 

Техническое обслуживание и устранение неисправностей системы охлаждения и пускового подогревателя 

Техническое обслуживание и устранение неисправностей системы электропитания 

Техническое обслуживание и устранение неисправностей системы зажигания 

Техническое обслуживание и устранение неисправностей системы пуска 

Техническое обслуживание и устранение неисправностей контрольно-измерительных приборов, освещения и сигнализации 

Техническое обслуживание и устранение неисправностей сцепления 

Техническое обслуживание и устранение неисправностей коробки передач 

Техническое обслуживание и устранение неисправностей карданных передач 

Техническое обслуживание и устранение неисправностей переднего и заднего ведущих мостов 

Техническое обслуживание и устранение неисправностей рулевого управления 

Техническое обслуживание и устранение неисправностей тормозов 

Техническое обслуживание и устранение неисправностей подвески 

Техническое обслуживание и устранение неисправностей кузова и рамы 

Выполнение жестяницких работ 

Смазывание сборочных единиц 

Анализ и современное состояние развития специализированных автотранспортных средств 

Оценка и выбор конструктивных параметров САТС 

Соответствие существующих САТС условиям эксплуатации в строительстве 

Развитие САТС для строительства 

Особенности условий эксплуатации САТС в строительстве 

Особенности дорожных условий эксплуатации 

Транспортные условия эксплуатации 

Природно - климатические условия эксплуатации 

Социально - экономические условия эксплуатации 

Классификация строительных грузов и классификация САТС для строительства 

Требования к особенностям конструкции, обеспечивающих необходимый уровень потребительских свойств САТС для строительства 

Построение функции значимости основных показателей 

Показатели безопасности 

Показатели надежности 

Показатели эргономические 

Показатели эстетические 

Показатели технологичности 

Показатели унификации 

Показатели патентно-правовые 

Показатели экономические 

Показатели социальные 

Отбор рациональных вариантов САТС по техническим параметрам и показателям свойств 

Критериальная оценка экономической эффективности отобранных решений 

Методика построения типоразмерных рядов САТС для строительства 

Построение типоразмерного ряда на примере САТС для железобетонных конструкций 

Построение типоразмерных рядов на примере САТС для перевозки сыпучих и глыбообразных грузов и пористых заполнителей 

Многозвенные и многоосные автопоезда 

Разработка системы доставки элементов жилых зданий на САТС с саморазгрузкой 

Модульный автотранспорт и перспективы его развития 

Классификация дорог 

Устойчивость автомобиля 

Инженерное обустройство дорог 

Средства регулирования движения на дорогах 

Общий порядок движения транспортных средств 

Движение в сложных условиях 

 
Техническое обслуживание


Надежная работа двигателя и длительный срок его службы обеспечиваются своевременным проведением технического обслуживания.

Работы по техническому обслуживанию являются профилактическими, поэтому их выполняйте обязательно и в строго установленные сроки.

Техническое обслуживание двигателя по периодичности и перечню выполняемых работ подразделяется на следующие виды.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) выполняется один раз в сутки по окончании суточной работы.

Первое техническое обслуживание (ТО-1) производится через каждые 125 часов работы двигателя.

Второе техническое обслуживание (ТО-2) производится через каждые 500 часов работы двигателя.

Техническое обслуживание установленного на машине двигателя производите одновременно с техническим обслуживанием машины, но при этом периодичность его в часах должна быть не реже указанной в настоящей инструкции.

Ежедневное обслуживание

Проверьте работу двигателя.

Осмотрите двигатель, если необходимо, очистите его от пыли и грязи.

Проверьте уровень масла в поддоне .двигателя.

Заполните топливный бак топливом, не ожидая его охлаждения во избежание конденсации паров воды.

Первое техническое обслуживание (ТО-1)

Проверьте работу двигателя.

Очистите двигатель от пыли и грязи.

Слейте отстой из топливных фильтров грубой и тонкой очистки. Зимой отстой сливайте ежедневно.

Промойте фильтр центробежной очистки масла.

Проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение ремней привода водяного насоса, генератора и компрессора.

Промойте фильтрующий элемент и масляную ванну инерционно-масляного воздушного фильтра.

Дополнительно через одно ТО-1:

Замените масло в системе смазки.

Промойте фильтр грубой очистки масла; при наличии на машине лампы светового сигнализатора ее свечение на прогретом двигателе указывает на необходимость промывки фильтра ранее указанного срока.

Замените фильтрующий элемент фильтра грубой очистки топлива и промойте корпус фильтра.

Фильтрующий элемент воздушного фильтра сухого типа обслуживайте по показаниям индикатора засоренности, но не реже, чем через одно ТО-1.

Наполните смазкой полость подшипников водяного насоса.

Проверьте уровень масла в картере коробки передач.

Второе техническое обслуживание (ТО-2)

Проверьте работу двигателя.

Очистите двигатель от пыли и грязи.

Замените масло в системе смазки.

Промойте фильтр центробежной очистки масла:

Промойте фильтр грубой очистки масла.

6. Отрегулируйте натяжение приводных ремней.

Проверьте герметичность впускного тракта.

Замените элементы фильтров грубой и тонкой очистки топлива.

Наполните смазкой полости подшипников водяного насоса, натяжного устройства, муфту и подшипники вала вилки выключения сцепления.

Проверьте и, если необходимо, отрегулируйте угол опережения впрыска топлива.

Проверьте и, если необходимо, отрегулируйте свободный ход муфты выключения сцепления.

Дополнительно через одно ТО-2

Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры в клапанном механизме газораспределения.

Снимите форсунки с двигателя и проведите их техническое обслуживание. Первое обслуживание форсунок проведите при втором с начала эксплуатации ТО-1 (через 250 час работы).

Замените масло в коробке передач с промывкой картера, сетки и магнита. При использовании масла МТ-16п смену масла производите при ТО-2.

Каждое четвертое ТО-2 производите техническое обслуживание стартера СТ-ЮЗА-01. Техническое обслуживание стартера 25.3708 проводите через 3000 час работы двигателя.

После каждых 30000 км пробега автомобиля снимите генератор Г-273В с двигателя и произведите его техническое обслуживание. Генератор Г-288Е обслуживайте первый раз после 150000 км пробега автомобиля.

После каждых 3000 часов работы двигателя снимите с двигателя топливный насос высокого давления и проведите его техническое обслуживание.

Два раза в год проведите обслуживание первой ступени воздушного фильтра сухого типа.

Осенью и весной заменяйте масло и топливо на соответствующие предстоящему сезону, снимите для промывки поддон блока цилиндров и сетку заборника масляного насоса, промойте топливный бак.

При переходе на зимнюю эксплуатацию промойте систему охлаждения, удалите накипь из водяной рубашки двигателя и проверьте исправность термостатов.

При переходе на зимнюю экспуатацию проведите обслуживание электрофакельного устройства.

Регулировка двигателя

Регулировка натяжения ремней

Предохраняйте ремни от попадания масла и топлива, контролируйте их натяжение и, если необходимо; регулируйте его. Особенно тщательно проверяйте натяжение ремней в первые 50 часов работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая вытяжка. Натяжение ремней должно быть всегда нормальным, так как излишнее и недостаточное натяжение приводит к преждевременному выходу их из строя.

Проверка натяжения ремня водяного насоса

Рис. 44. Проверка натяжения ремня водяного насоса

Нормально натянутые ремни при нажатии на середину ветви с усилием 40 Н (4 кгс) должны прогибаться: ремень водяного насоса — на 7—12 мм, ремень компрессора— на 6—10 мм на короткой ветви (рис. 45), ремни привода генератора — на 10—15 мм (рис. 46). Если ремни прогибаются больше или меньше указанного, отрегулируйте их натяжение.

Проверка натяжения ремня компрессора

Рис. 45. Проверка натяжения ремня компрессора

 

Натяжение ремня водяного насоса регулируйте прокладками.. Для натяжения ремня отверните гайки крепления боковины шкива и снимите одну-две регулировочные прокладки (рис. 47). Прокладки поставьте на наружную сторону боковины и последовательно, в несколько приемов, заверните гайки, проворачивая шкив после подтяжки каждой гайки. Затем проверьте правильность натяжения ремня. При замене старого ремня новым все прокладки поставьте между ступицей и съемной боковиной шкива и отрегулируйте натяжение ремня, как указано выше.

Натяжение ремня компрессора регулируйте натяжным устройством. Перед регулировкой отверните контргайку на один оборот, гайку крепления оси шкива натяжного устройства (рис. 48) на половину оборота, гайку болта-натяжителя (рис. 49) на два оборота. Вращая болт-натяжитель (рис. 50), отрегулируйте натяжение ремня. После регулировки затяните гайку и контргайку крепления оси моментом 120—150 Н• м (12— 15 кгс-м) и гайку болта-натяжителя моментом 10—20 Н• м (1—2 кгс•м); при большем моменте затяжки будет нарушена регулировка из-за перемещения оси шкива. Натяжение ремней генератора регулируйте перемещением генератора относительно оси его крепления. Перед регулировкой отверните болты крепления генератора, гайку крепления планки генератора и болт крепления генератора к планке. После регулировки надежно закрепите генератор. При увеличенной вытяжке или обрыве хотя бы одного из ремней привода генератора замените комплектом оба ремня для обеспечения равномерной нагрузки на них.

Проверка натяжения ремня генератора

Рис. 46. Проверка натяжения ремня генератора

Снятие регулировочных прокладок

Рис. 47. Снятие регулировочных прокладок

Отвертывание гайки крепления оси шкива

Рис. 48. Отвертывание гайки крепления оси шкива

Отвертывание гайки болта-натяжителя

Рис. 49. Отвертывание гайки болта-натяжителя

Вращение болта-натяжителя

Рис. 50. Вращение болта-натяжителя

 

Проверка и регулировка угла опережения впрыска топлива

Вращайте коленчатый вал двигателя по часовой стрелке (если смотреть со стороны вентилятора) до совмещения меток на шкиве коленчатого вала и крышке шестерен распределения или на маховике с указателем, соответствующих установочному углу Опережения впрыска топлива: риска на шкиве коленчатого вала должна находиться против риски, соответствующей установочному углу 18°, на крышке шестерен распределения (рис. 51) или риска «18» на маховике должна совпадать с указателем картера маховика (рис. 52).

Совмещение рисок на шкиве коленчатого вала и крышке шестерен распределения

Рис. 51. Совмещение рисок на шкиве коленчатого вала и крышке шестерен распределения:

1 — крышка шестерен распределения; 2—шкив коленчатого вала; а — направление вращения коленчатого вала

Совмещение рисок на маховике с указателем картера маховика

Рис. 52. Совмещение рисок на маховике с указателем картера маховика:

1 — указатель картера маховика; 2 — маховик; 3 — картер маховика; а — направление вращения коленчатого вала

 

Проворачивание коленчатого вала за болт крепления шкива

Рис. 53. Проворачивание коленчатого вала за болт крепления шкива

Рис. 54. Проворачивание коленчатого вала ломиком за отверстия в маховике

Для двигателя ЯМЗ-238КМ установочный угол опережения впрыска равен 14°.

Вращать коленчатый вал можно ключом за болт крепления шкива коленчатого вала (рис. 53) или ломиком за отверстия в маховике (рис. 54) при снятой крышке люка картера маховика.

Привод топливного насоса высокого давления

Рис. 55. Привод топливного насоса высокого давления:

1 — топливный насос высокого давления; 2 — указатель; 3 — муфта опережения впрыска; 4.6— пластины привода; 5 — ведущая полумуфта: 7 — фланец полумуфты; а — выступ фланца

Вывертывание болтов крепления муфты привода топливного насоса

Рис. 56. Вывертывание болтов крепления муфты привода топливного насоса

Устройство моментоскопа

Рис. 57. Устройство моментоскопа:

1 — стеклянная трубка; 2 — переходная трубка; 3 — отрезок топливопровода высокого давления; 4 — шайба; 5 — накидная гайка

В момент совмещения меток, показанных на рис. 51 и 52, должны совместиться метка на торце муфты 3 (рис. 55) опережения впрыска с риской на указателе 2. Если метки не совместились, отверните две гайки, как показано на рис. 55, или, в зависимости от конструкции привода, два болта (рис. 56), и поворотом муфты опережения впрыска За счет овальных отверстий на приводе совместите указанные на рис. 55 метки.

Не сбивая совмещенного положения меток, затяните гайки (рис. 55) или болты (рис. 56) привода и, провернув коленчатый вал, проверьте правильность установки-угла опережения впрыска.

Установку угла опережения впрыска можно производить по моментоскопу. Моментоскоп (рис. 57) установите на штуцер первой секции топливного насоса высокого давления, отвернув предварительно накидную гайку и сняв трубку высокого давления.

Установите скобу 2 (рис. 40) регулятора в положение включенной подачи.

Прокачайте топливом систему питания двигателя, для чего отверните рукоятку ручного подкачивающего насоса и, двигая ее вверх-вниз, прокачивайте систему в течение 2—3 минут, после чего рукоятку наверните до упора.

Вращайте коленчатый вал двигателя (рис. 53 или 54) до появления топлива в стеклянной трубке моментоскопа. Вылейте излишки топлива из стеклянной трубки моментоскопа, встряхнув ее пальцем.

Проверните коленчатый вал против хода примерно на 1/8 оборота. Затем, медленно поворачивая по часовой стрелке коленчатый вал двигателя, внимательно следите за уровнем топлива в стеклянной трубке. В момент начала движения топлива в трубке прекратите вращение вала и проверьте взаимное расположение меток, которые должны располагаться, как показано на рис. 51 и 52 (для двигателя ЯМЗ-238КМ — на риске 14°).

Если в момент начала движения топлива в трубке риски не совпали, проверните коленчатый вал по ходу вращения на 1/4—1/3 оборота, отверните гайки (рис. 55) или болты (рис. 56) и отключите подачу топлива. Проверните коленчатый вал двигателя против на правления вращения на 1/2 оборота, включите подачу топлива и, медленно проворачивая коленчатый вал по ходу вращения, определите начало движения топлива в моментоскопе. Удерживая муфту опережения впрыска от проворачивания, установите коленчатый вал в положение, соответствующее установочному углу опережения впрыска 18° (для ЯМЗ-238К—14º).

Если величина угла опережения впрыска была больше установочного, коленчатый вал проверните по направлению вращения, если меньше, то против направления вращения так, чтобы риски на шкиве и крышке разошлись на 15—20°, после чего, проворачивая коленчатый вал по направлению вращения, совместите риски и затяните крепежные детали.

Проверьте установку угла опережения впрыска. Несовпадение рисок должно быть не более одного деления или Г поворота коленчатого вала.

Проверьте наличие масла в муфте опережения впрыска, при необходимости долейте масло. Для контроля установите муфту отверстиями в верхнее положение и выверните пробки. При медленном повороте муфты на 70° из одного отверстия должно начать вытекать масло. После доливки масла пробки заверните.

Регулировка клапанного механизма

Тепловой зазор в клапанном механизме обеспечивает герметичность посадки клапана на седло и компенсирует тепловое расширение деталей механизма при работе двигателя. Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах 0,25—0,30 мм. При проверке на двигателе из-за биения сопрягаемых деталей распределительного механизма тепловые зазоры после проворачивания коленчатого вала, должны укладываться в пределы 0,20—0,40 мм.

Тепловые зазоры регулируйте на холодном двигателе или не ранее чем через 15 минут после его остановки.

При регулировке клапанного механизма и повторной проверке тепловых зазоров коромысла клапанов рекомендуется прижать:

— на головке правого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к торцу оси, впускных клапанов— к стопорному кольцу;

— на головке левого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов к стопорному кольцу, впускных клапанов — к торцу оси.

Выпускные клапаны правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров — к маховику.

Последовательность регулировки:

Выключите подачу топлива.

Отверните барашки крепления крышек головок цилиндров и снимите крышки.

Проверьте динамометрическим ключом момент за тяжки болтов крепления осей коромысел (рис. 58), ко торый должен быть 120—150 Н•м (12—15 кгс•м).

Проверка затяжки болтов крепления осей коромысел

Рис. 58. Проверка затяжки болтов крепления осей коромысел

Вращая коленчатый вал по часовой стрелке (со стороны вентилятора) ключом за болт крепления шкива (рис. 53) или ломиком за отверстия в маховике (рис. 54) и внимательно наблюдая за движением впускного клапана первого цилиндра, установите момент, когда он полностью поднимется (то есть полностью закроется), после чего проверните вал еще на 1/4—1/3 оборота. В это время в первом цилиндре происходит такт сжатия и оба клапана этого цилиндра закрыты.

Вставив щуп в зазор между торцом клапана и носком коромысла, проверьте зазоры у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и, если необходимо, отрегулируйте их в пределах 0,25—0,30 мм.

Для регулировки зазоров отверните контргайку регулировочного винта (рис. 59), вставьте в зазор щуп и, вращая винт отверткой, установите требуемый зазор (рис. 60). Придерживая винт отверткой, затяните контр гайку и проверьте величину зазора. При правильно от регулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, а толщиной 0,30 мм — с усилием.

Отвертывание контргайки регулировочного винта

Рис. 59. Отвертывание контргайки регулировочного винта

Регулировка зазора клапанного механизма

Рис. 60. Регулировка зазора клапанного механизма

Для регулировки зазоров клапанного механизма следующего цилиндра проверните коленчатый вал в направлении вращения до момента полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно проверните еще на 1/4—1/3 оборота. Регулировку зазоров в каждом цилиндре производите, как указано в пп. 5 и 6.

Клапанные зазоры рекомендуется регулировать в порядке работы цилиндров: для двигателя ЯМЗ-236М: для восьмицилиндрового двигателя: 1—4—2—5—3—6; 1—5—4—2—6—3—7—8.

После регулировки зазоров пустите двигатель и прослушайте его работу. При появлении стука клапанов остановите двигатель и вновь проверьте зазоры.

Установите и закрепите крышки головок цилиндров, проверьте состояние прокладок. В месте прилегания крышек масло не должно подтекать.

 
Дизайн, HTML © Проект Росфирм, 2001-2007
Rambler's Top100