|   | 
              
               | 
 
                 623459, Свердловская область, Каменск-Уральский, ул.Механизаторов, 25
                  
                 (3439) 376-222, (3439) 376-597, (3439) 376-343, (3439) 376-598
                 
                 [email protected] |  
               |   |  
               | 
 
 
 
 
 |  
               |  |  
               |  |  |   | 
              Нормативы технической эксплуатации
              
 
 
              К нормативам технической эксплуатации относят периодичность технического обслуживания (ТО) и трудоемкость ТО и текущего
ремонта (ТР) легковых автомобилей (табл. 2 и 3). Операции высшего номера технического обслуживания включают 
в себя операции низшего номера. Так, операции ежедневного технического обслуживания (ЕО) включены в объем первого технического
обслуживания (ТО-1), а операции ТО-1 включены в объем второго технического обслуживания (ТО-2).
              
              
               | 2. Периодичность технического обслуживания легковых автомобилей, км |  
               | Автомобиль | Категория условий эксплуатации | ТО-1 | ТО-2 |  
               | ИЖ-2715 | III | 10000 | 20000 |  
               |  | IV | 8800 | 17600 |  
               |  | V | 7500 | 15000 |  
               | ВАЗ-2121 | III | 10000 | 20000 |  
               |  | IV | 8800 | 17600 |  
               |  | V | 7500 | . 15000 |  
               | ВАЗ-2109 | III | 15000 | 30000 |  
               |  | IV | 13200 | 26400 |  
               |  | V | 11250 | 22500 |  
               | УАЗ-31512 | III | 3200 | 12800 |  
               |  | IV | 2800 | 11200 |  
               |  | V | 2400 | 9600 |  
              
               | 3. Средние нормативы трудоемкости ТО и ТР автомобилей |  
               | Автомобиль | Категория условий эксплуатации | Техническое обслуживание, чел.-ч | ТР,чел.-ч / 1000 км |  
               | ЕО | ТО-1 | ТО-2 |  
               | ИЖ-2715-01 | III | 0,3 | 2,3 | 3,8 | 3,0 |  
               |  | IV | 0,3 | 2,3 | 8,8 | 3,51 |  
               |  | V | 0,3 | 2,3 | 8,8 | 3,75 |  
               | ВАЗ-2121 | III | — | — | —. | 2,0 |  
               | ВАЗ-2109 | III | — | — | — | 1,2 |  
               | УАЗ-31512 | III | 0,3 | 1.5 | 7,7 | 3,75 |  
               |  | IV | 0,3 | 1.5 | 7,7 | 4,38 |  
               |  | V | 0,3 | 1,5 | 7,7 | 4,68 |  
              После обкатки у автомобилей выполняют определенный перечень операций ТО, которые можно классифицировать как первое ТО-1.
У автомобиля ИЖ-2715 продолжительность обкатки составляет 4—5 тыс. км, у автомобиля ВАЗ-2121 соответственно 2—3 тыс. км,
ВАЗ-2109—2 тыс. км.
              
              Нормы расхода и способы экономии топлива и смазочных материалов
              
              Для автомобилей различных марок установлены линейные нормы расхода автомобильного бензина, дизельного топлива и сжиженного
газа на 100 км пробега (табл. 4). Нормы действительны для средних условий эксплуатации автомобилей и корректируются с учетом
реальных условий работы: холодное, теплое время года, горная или равнинная местность, тип дороги.
 
              Работу грузовых автомобилей учитывают в тонно-километрах. Для них дополнительно к линейной норме установлена норма расхода
топлива на произведенную транспортную работу на каждые 100 км. Нормы расхода топлива на транспортную работу на каждые 100
км для грузовых автомобилей имеют следующие значения: 2,0 л для карбюраторных; 1,3— для дизельных; 2,5 л для газобаллонных
на сжиженном газе и 2 м
              
               3
              
              — для газобаллонных на сжатом газе.
              
              При работе автомобильного транспорта в зимнее время нормы расхода топлива увеличивают в южных районах страны до 5 %,
в районах с умеренным климатом — до 10, в северных районах страны — до 15, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных
к ним,— до 20 %.
              
              
               | 4. Линейные нормы расхода жидкого топлива для автомобильного транспорта |  
               | Марка и модель автомобиля | Линейная норма расхода топлива на 100 км пробега, л |  
               | ИЖ-2715 «Москвич» | 10 |  
               | ВАЗ-2109 «Жигули» | 8,5 |  
               | ВАЗ-2121 «Нива» | 12 |  
               | УАЗ-31512 | 16 |  
              Зимними считаются периоды времени при установившейся средней температуре окружающего воздуха ниже 0°С.
              
              Для работы автомобилей в горных местностях нормы также увеличивают с учетом высоты над уровнем моря. При высоте над уровнем
моря: 1000—1500 м — на 5%, 1501—2000—10, 2001 — 3000—15, свыше 3000— на 20 %.
              
              В других случаях нормы увеличивают: при перевозках грузов, требующих пониженной скорости движения автомобиля,— до 10
%; при обкатке автомобилей, вышедших из капитального ремонта,— до 5, при обкатке новых автомобилей, при пробеге первых 1000
км — до 5; при работе в карьерах — до 20; при движении по полю при выполнении сельскохозяйственных работ — до 20; при движении
по лесу (вывозка леса) — до 20; при работе в период весенней распутицы, снежных заносов — до 35 на срок
до одного месяца; при учебной езде — до 20; при постоянной работе в качестве технологического транспорта внутри цехов
предприятий — до 10; для автомобилей, условия работы которых в черте города требуют частых остановок,— до 10; при работе
на дорогах с большим количеством закруглений (на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м) — до 10 %.
              
              С учетом реальных условий эксплуатации устанавливают несколько надбавок или разность надбавок к нормам расхода топлива.
Так, при работе нового автомобиля (первые 1000 км пробега) по дорогам вне города с усовершенствованным покрытием общее снижение
к норме составит 15—5= 10 %. При учебной езде на автомобиле в зимних условиях в районе с умеренным климатом надбавка к норме
расхода топлива может составлять 20+10=30 %.
              
              Нормы расхода моторных, трансмиссионных и специальных масел, пластичных смазок (табл. 5) устанавливают в зависимости
от расхода топлива.
              
              
               | 5. Нормы расхода масел и пластичных смазок на 100 л расхода топлива |  
               | Масло, смазка | Легковые, грузовые автомобили и автобусы, работающие на бензине и сжиженном газе |  
               | Моторное масло, л | 2,4 |  
               | Трансмиссионное масло, л | 0,3 |  
               | Специальное масло, л | 0,1 |  
               | Пластичные смазки, кг | 0,2 |  
              Нормы расхода топлива, масел и смазок могут корректироваться и изменяться предприятиями. Так, для автомобилей и автобусов,
находящихся в эксплуатации более восьми лет, можно увеличивать нормы расхода масел и смазок до 20
              
               %.
              
              Для автомобилей,
оборудованных гидромеханическими коробками передач, например ЗИЛ-114, ЗИЛ-111, автобус ЛИАЗ-677, норма расхода специальных
масел составляет 0,3 л на 100 л расхода топлива. Для автомобилей ВАЗ всех моделей норму расхода моторного масла устанавливают
в размере 0,8 л на 100 л расхода топлива независимо от срока службы автомобиля. Для всех автомобилей, кроме ВАЗ, находящихся
в эксплуатации менее трех лет, нормы расхода масел и смазок снижают на 50
              
               %.
              
              
              На расход топлива при эксплуатации автомобилей влияют следующие факторы: хранение и способы заправки, техническое состояние
автомобиля, организация перевозок, квалификация водителей. При хранении и заправке возможны потери топлива из-за подтеканий
из шланга, раздаточного крана, негерметичности резервуаров, трубопроводов, автоцистерн. Для предотвращения потерь топлива
и масел при заправке необходима постоянная исправность всего заправочного оборудования, организация заправки механизированным способом.
              
              В наибольшей степени на расход топлива влияет техническое состояние подвижного состава. Причинами перерасхода могут стать
неисправный стеклоочиститель и стартер, неправильная регулировка фар, отсутствие зеркала заднего вида и т. д. Эти причины
приводят, как правило, к снижению скорости движения автомобиля, что увеличивает расход топлива при выполнении запланированного
пробега. Нагар в камерах сгорания, неправильная регулировка клапанов, засоренность воздухоочистителя также приводят к перерасходу
топлива. Неработающая свеча повышает расход топлива до 20 %, неисправная форсунка — на 25—30 %. Слой накипи в системе охлаждения
двигателя при толщине до 1 мм способствует увеличению расхода не только топлива, но и масла на 15—20 %. Неправильная регулировка
тормозов увеличивает расход топлива на 15—25 %. В табл. 6 представлены сведения о влиянии неисправностей систем карбюраторного
двигателя на расход топлива.
              
              
               | 6. Влияние неисправностей систем карбюраторного двигателя на расход топлива |  
               | Прибор, узел и система двигателя | Неисправность | Перерасход топлива, %, ориентировочно |  
               | Карбюратор | Увеличена производительность главных топливных жиклеров | 4—5 |  
               |  | Уменьшена пропускная способность воздушных жиклеров главной дозирующей системы | 1,5—2,5 |  
               |  | Нарушена регулировка системы холостого хода | 1,0—6,0 |  
               |  | Негерметичен клапан экономайзера | 6—8 |  
               |  | Неисправен привод экономайзера (раннее или позднее включение) | 3—6 |  
               |  | Нарушен уровень топлива в поплавковой камере | 2—6 |  
               |  | Нарушена регулировка ускорительного насоса | 0,6—1,1 |  
               |  | Износ в приводе ускорительного насоса | 1,0—1,1 |  
               | Воздушный фильтр | Засорен воздушный фильтр и повышено его гидравлическое сопротивление | 6—8 |  
               | Система зажигания | Неправильно установлен угол опережения зажигания | 4,5—7 |  
               |  | Обгорела, загрязнена или нарушена регулировка зазора между контактами прерывателя | 3—4 |  
               |  | Неисправны автоматы опережения зажигания: вакуумный и центробежный | 2—4 |  
               | Свеча зажигания | Нагар на электродах | 1,5—2 |  
               |  | Нарушен зазор между электродами | 0,8—2 |  
               |  | Отказ в работе или перебои в работе свечи | 10—12 |  
               | Цилиндропоршневая группа | Уменьшена компрессия в цилиндрах двигателя | 10—12 |  
               | Механизм газораспределения | Нарушен зазор между бойком коромысла и стержнем клапана | 1,5—5 |  
              Примечание. На 1 ,5—2% и более увеличивается расход топлива при чрезмерной затяжке подшипников ступиц колес или при уменьшении
давления воздуха в шинах колес против номинального, нарушении регулировки сцепления, отклонении от нормы величины схождения
колес.
              
              На расход топлива влияет также квалификация водителей. Водитель должен хорошо знать маршруты движения, профиль дороги
и уметь выбирать кратчайший маршрут, двигаясь с оптимальной с точки зрения расхода топлива скоростью.
              
              Стимулирует экономное и бережное использование топлива материальная заинтересованность водителей, регулировщиков двигателей
и других рабочих, инженерно-технических и руководящих работников, которые получают премию за экономию бензина и дизельного
топлива.
              |   |